Великий Пост

ПокровПриходской листок храма Покрова Пресвятой Богородицы с.Ендовище Семилукского благочиния

Великий Пост

Начался Великий пост — важнейший и самый древний из многодневных постов. Это время покаяния, очищения души от грехов, подготовления к главному православному празднику — Светлому Христову Воскресению.

Но очистится ли наша душа, если мы не съедим, скажем, мясную котлету или салат со сметаной? Или, может быть, мы сразу попадем в Царство Небесное только за то, что вообще не едим скоромного? Едва ли. Слишком уж просто и легко далось бы тогда то, ради чего Спаситель принял страшную смерть на Голгофе. Нет, пост — это прежде всего духовное упражнение, это возможность сораспяться со Христом, и в этом смысле — наша малая жертва Богу.

Суть поста не в том, чтобы отказаться от некоторых видов пищи или развлечений, и даже от насущных дел, а в том, чтобы отказаться от того, что всецело поглощает нас и удаляет от Бога. Пост — это время служения Богу молитвой и покаянием.

Пост утончает душу для покаяния. Когда усмиряются страсти — просветляется духовный разум. Человек начинает лучше видеть свои недостатки, у него появляется жажда очистить свою совесть и покаяться пред Богом. По словам святителя Василия Великого, пост делается как бы крыльями, возносящими молитву к Богу. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что «молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий». Для такой покаянной молитвы пост — самое благодатное время.

Пост установлен для всех: и монахов, и мирян. Он не является повинностью или наказанием. Его следует понимать как спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой человеческой души.

Но при неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла, он может, наоборот, сделаться вредным. В результате неразумного прохождения постных дней часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие, самомнение,

гордость. А ведь смысл поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств. «Многие христиане… считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести презирают и осуждают ближнего, например знакомых, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте, — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. — О, лицемерие, лицемерие! О, непонимание духа Христова, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш?» Подвиг поста ни во что вменяется Господом, если мы, как выражается святитель Василий Великий, «не вкушаем мяса, но поедаем брата своего», то есть, не соблюдаем Господних заповедей о любви, милосердии, самоотверженном служении ближним, словом, всего того, что спросится с нас в день Страшного суда (Мф. 25, 31-46).

Смысл поста — в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель.

Распятие Христово

Итак, постясь телесно, постимся и духовно. Соединим пост внешний с постом внутренним, руководствуясь смиренномудрием. Очищая тело воздержанием, очистим и душу покаянной молитвой для обретения добродетелей и любви к ближним. Вот это и будет истинный пост, приятный Богу, а значит, и для нас спасительный. (по материалам сайта www.sudogda.ru)

 

7 апреля Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение – праздник Богородичный, в нем непосредственно воспевается и славится Чистая Дева, избранная Богом от рода человеческого, и Своею непорочностью и смирением соделавшаяся Матерью Бога. Ей Церковь приносит Архангельское: «Радуйся!» — и сама безмерно радуется Ее радостью.

«Что же празднуется в этот день? – спрашивает святитель Критский Андрей. – Радость всего творения и исправление человеческого рода. Сегодня благовествуется знамение Божественного человеколюбия и радость всемирного спасения, потому что помиловал Бог народ Свой. Приходит Вездесущий, чтобы все исполнить радостью, — говорит Святой Андрей в «Слове на Благовещение». – Его безграничное милосердие к нам не могло вынести гибели человека, ради которого Он утвердил небо, основал землю, разлил воздух, определил границы морю и создал все видимое творение. Потому – Бог на земле. Бог с неба, Бог среди людей. Бог нигде не вместимый и носимый во чреве Девы. Отсюда человеческая природа воспринимает повод к радости, отвергнув обманчивое богатство греха, она украшается, как  невеста, для Творца. Икона Благовещенье Пресвятой Богородицы

Отсюда прежнее создание наше воссоздастся вновь и состарившийся мир сбрасывает дряхлость, происшедшую от греха… Сегодня ведь открывается сокровенная от веков тайна и все получает возглавление о Христе. Поэтому ликуют Ангелы, радуются с ними люди и весь мир, обновляясь приходит в себя». Радостью о спасении проникнуто все богослужение в день Благовещения. «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу», — поет Церковь на 9-й песни канона. Благовещение есть главизна нашего спасения. Так будем и мы радоваться в этот день и благодарить Бога за Его великую милость к нам грешным. (по материалам журнала «Вечное», 1970, №4)

Приходской листок составила Екатерина Силина