Акафист святителю Спиридону Тримифунтскому

Кондак 1:
Препрославленный от Господа святителю и чудотворче Спиридоне! Ныне всечестную память твою празднующе, яко много могущему споспешествовати нам о прославльшем тя Христе, умильно вопием ти: избави нас от всяких бед и зол, да с благодарением зовем ти: Радуйся, Спиридоне, предивный чудотворче!

Икос 1:
От юности украшенный всеми добродетельми, житием своим Ангелом подражавый, ты, святителю Спиридоне, воистинну показался еси друг Христов; мы же, зряще тя, небеснаго человека и земнаго ангела, со благоговением умильно вопием ти:

Радуйся, уме, созерцаяй тайны Пресвятыя Троицы; радуйся, обогативыйся Духа пресветлым осиянием.
Радуйся, светильниче многосветлый; радуйся, ум твой безстрастием просветивый.
Радуйся, измлада истинную простоту и безмолвие возлюбивый; радуйся, украшение целомудрия.
Радуйся, любве неистощимая струя; радуйся, яко страннолюбию Авраама подражал еси.
Радуйся, яко всем любвеобильно входы дома своего отверзал еси; радуйся, нищих предстателю.
Радуйся, пред нимже благоговеют людие; радуйся, яко ты еси обиталище Пресвятаго Духа.
Радуйся, Спиридоне, предивный чудотворче!

Кондак 2:
Видяще остров Кипр и вся христианския страны нетленныя мощи твоя, святителю, от нихже истекают обильная исцеления, возрадовашася; и мы, почитающе тя яко преобильнаго источника благодати, низпосланнаго Свыше нам, вопием к Верховному Подателю Небесных и земных благ: Аллилуиа.

Икос 2:
Разум Божественный имый, аще сый пастырь безсловесных овец, ты произволением Пастыреначальника Христа избран был еси в пастыря овец словесных. Вернии же, разумевше тя добраго пастыря, неусыпно о стаде своем пекущагося, воспеваху:

Радуйся, архиерее Бога Вышняго, в хиротонии восприявый обильно Божественную благодать; радуйся, светильниче многосветлый, горяй и светяй.
Радуйся, верный делателю в вертограде Христовом; радуйся, пастырю, на пажити веры и благочестия паству свою воспитавый.
Радуйся, сияньми добродетелей твоих мир просвещавый; радуйся, Престолу Христову Божественную Жертву приносивый.
Радуйся, иерарше, разумением Православия украшенный; радуйся, апостольскаго учения исполненный, верных струями спасительнаго учения напаяяй.
Радуйся, яко и мудрых озарил еси; радуйся, яко и простых сердца обновил еси.
Радуйся, славо православных и Церкве непоколебимое утверждение; радуйся, украшение отцев, слава и похвала иереев благоговейных.
Радуйся, Спиридоне, предивный чудотворче.

Кондак 3:
Силою Вышняго, осенившею тя, святителю Спиридоне, богомудр ты показался еси и, сжавши дланию глину, троичность Лиц всем очевидно уяснил еси: темже лжемудрии философи, собравшиися на Соборе, ужасошася, вернии же непостижимаго прославиша Бога, умудрившаго тя во спасение, вопиюще Ему: Аллилуиа.

Икос 3:
Имеюще тя в помышлениих своих вси отцы Собора проста, неискусна в книжнем учении, молиша тя, отче Спиридоне, не препиратися словесы с ветиею, мнящимся мудр быти. Ты же, святителю, ревностию по Бозе распалаемый, веруя, яко проповедь Христова не в препретельных мудрости человеческия словесех, но в явлении духа и силы, премудре того обличив, вразумил и на путь истинный наставил еси. Вси, видевше чудо сие, взываху:

Радуйся, свете православныя мудрости; радуйся, яко глаголемых быти мудрых совопросников посрамил еси.
Радуйся, источниче, благодатию обильный; радуйся, непоколебимый столпе, твердо содержащий сущих в вере.
Радуйся, омрачаяй всепагубную ересь; радуйся, чрез негоже попрано бысть безумие.
Радуйся, яко персть земная проповеда твоима рукама Святую Троицу; радуйся, яко из глины извел еси огнь и воду во утверждение догмата Святыя Троицы.
Радуйся, яко просветил еси люди славити Слово, воистинну единосущное Пребезначальному Отцу; радуйся, яко змиеву главу пагубныя Ариевы ереси поразил еси.
Радуйся, яко тобою пожерта бысть злоба; радуйся, невернаго мудреца совопросника к истинней вере обративый.
Радуйся, Спиридоне, предивный чудотворче.

Кондак 4:
Жизнь проводя в убожестве и нищете, нищим и бедным был еси питатель и помощник и, любве ради к нищим, змия в злато преложил еси и дал еси оное требующему твоея помощи. Дивящеся о чудеси сем, благодарственно вопием к Богу: Аллилуиа.

Икос 4:
Слышано бысть всем и всюду, яко святитель Спиридон воистинну есть жилище Святыя Троицы: вселися бо в нем Бог Отец, Бог Слово и Бог Дух Святый. Сего ради ты словесы и деяньми проповедал еси всем христианом воплощеннаго истиннаго Бога, вопиющим:

Радуйся, словес Божиих таинниче; радуйся, Домостроительство Божие о спасении мира уяснивый.
Радуйся, яко научил еси не испытовати еже есть превыше разума и мудросте человеческия; радуйся, непостижимую действующую в тебе силу Божию явивый.
Радуйся, яко устами твоими провеща Сам Бог; радуйся, яко вси послушаху тебе в сладость.
Радуйся, мглу идолослужения разгнавый; радуйся, яко многих к истинней вере привел еси.
Радуйся, яко главы невидимых змиев поразил еси; радуйся, яко тобою прославляется вера христианская.
Радуйся, яко светло озаряеши всех ублажающих тя; радуйся, поборниче христианския веры и Православия.
Радуйся, Спиридоне, предивный чудотворче.

Кондак 5:
Божественнаго Духа преисполнен был еси, святителю Спиридоне, ради добродетельнаго жития твоего; зане кроток, милостив, чист сердцем, терпелив, непамятозлобив, страннолюбец был еси: сего ради Творец и в чудесех преславна показа тя. Мы же, прославляя Бога, прославльшаго тя, вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 5:
Равноангельна Спиридона зрим, великаго чудотворца. Некогда страна от бездождия и засухи вельми пострада: бысть глад и язва, и многое множество людей умроша, молитвами же святителя сниде с небесе на землю дождь; людие же, избавльшеся от бедствия, благодарственно взываху:

Радуйся, великому пророку Илии уподобивыйся; радуйся, яко дождь, отъемлющий глад и недуги, благовремение низвел еси.
Радуйся, паки молитвами своими небо заключивый; радуйся, яко немилосердаго купца лишением имения наказал еси.
Радуйся, яко требующим пищу обильно даровал еси; радуйся, яко любоблагоутробие Бога к людем подвизаеши.
Радуйся, вземляй немощи немощных; радуйся, богоблагодатный человеком помощниче.
Радуйся, болящим здравие подаваяй; радуйся, егоже трепещут демони.
Радуйся, безчисленных чудес источниче.
Радуйся, Спиридоне, предивный чудотворче.

Кондак 6:
Завеса ветхозаветной скинии закрываше во Святая Святых ковчег, манну и скрижали. И храм твой, святителю Спиридоне, имеет раку твою, яко ковчег, святыя мощи твоя, яко манну, сердце твое, яко скрижали Божественная благодати, на нихже зрим начертанную песнь: Аллилуиа.

Икос 6:
Народ Кипра некогда за умножение беззаконий наказа Господь безплодием земли, егда же прииде к святому Спиридону знаемый земледелец, прося помощи, даде ему святый злато; минувшу же бедствию, земледелец оный возврати паки злато, И — о чудесе — злато змий бысть. Прославляюще Бога, дивнаго во святых Своих, вопием:

Радуйся, яко Моисею, чудесно преложившему жезл в змия, подражал еси; радуйся, человеколюбивый пастырю, избавляяй от бед словесныя овцы стада своего.
Радуйся, обильно всех всеми благами обогащаяй; радуйся, яко Илиа, бедных питавый.
Радуйся, немилосердых к милосердию обращаяй; радуйся, достоподражаемый пример любве для человеков, в мире живущих.
Радуйся, верных и неверных в бедах утешение; радуйся, древо сеннолиственное, град и страну осеняющее.
Радуйся, славо и похвало керкирян; радуйся, над влагою и сушею, зноем и хладом благодатию Божиею владычествуяй.
Радуйся, уставы земли молитвою пременяяй; радуйся, будущая, яко настоящая, провидевый.
Радуйся, Спиридоне, предивный чудотворче.

Кондак 7:
Ходатай пред Господем за всех явился еси, святителю Спиридоне. Сего ради и мы прибегаем под кров твой, ищуще спасения, вси бо помощника тебе имамы во всех нуждах, во время глада, смертоносныя язвы и во вся годины бед и искушений. Сего ради благодарственно вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 7:
Новое чудо видим и боголепное; егда ты, отче, шествовал избавити неповинно осужденнаго на смерть, бурный поток прегради путь тебе; ты же именем Всемогущаго Бога повелел ему стати и прешел еси со спутники чрез реку, яко по суху. Слава о сем чудеси распространися всюду, и вси прославиша Бога, вопиюще к тебе:

Радуйся, яко иногда Иисус Навин чрез Иордан, реку по суху прешедый; радуйся, речная устремления гласом своим укротивый.
Радуйся, яко трудный путь предприял еси, движимый милосердием; радуйся, яко клевету разрушил еси и неповиннаго от уз темницы и напрасныя смерти избавил еси.
Радуйся, жизни по Бозе благий поспешниче; радуйся, неповинно угнетенных защитителю.
Радуйся, уставов естества воднаго пременителю; радуйся, яко судию вразумил еси и от убийства спасл еси.
Радуйся, истинное исправление душ; радуйся, дивная сило, потоки удержавающая.
Радуйся, услаждающий сердца человеков, к тебе притекающих; радуйся, человеколюбию Авраама подражателю.
Радуйся, Спиридоне, предивный чудотворче.

Кондак 8:
Странник и пришлец был еси на земли, якоже и прочии человецы. Обаче из чрева матере Всеведущий великаго угодника и чудотворца показа тя, святителю Спиридоне: бесы бо изгоняеши, всякую болезнь и язву исцеляеши, помышления людей зриши, темже и дивен во святых показался еси. Мы же, возсылающе молитву ко Благодателю всех Богу, вопием ему: Аллилуиа.

Икос 8:
Весь мир ужасом многим содрогнуся, егда услыша, яко смерть, по гласу твоему, возвращает из гробов мертвецы своя, и возопи:

Радуйся, умершую дщерь свою, да явит врученное ей сокровище, к жизни воззвавый; радуйся, скорбную вдовицу, на сохранение злато вдавшую, утешивый.
Радуйся, умершее отроча из мертвых воскресивый; радуйся, яко матерь его, внезапно от радости умершую, ожививый.
Радуйся, яко уподобился еси Илии, молитвами сыну Сарептския жены жизнь возвратившему; радуйся, яко и Елисею, возбудившему от смерти отроча подражал еси.
Радуйся, пастырю, приискренне любящий человеки; радуйся, жене блуднице, слезами нозе твои омывшей, грехи именем Бога отпустивый.
Радуйся, святую ревность верховнаго апостола стяжавый; радуйся, яко нераскаянная грешница, по глаголу твоему, в тяжких болезнех умре.
Радуйся, земли плодоносие молитвами твоими испросивый; радуйся, непреложное воскресения человеков уверение.
Радуйся, Спиридоне, предивный чудотворче.

Кондак 9:
Духа Божественнаго осияньми озарен был еси, святителю Спиридоне, имел бо еси духа премудрости, яко мудрыми словесы безумных обуил еси и посреде отцев веру утвердил еси, духа разума, яко умы омраченныя озарил еси; духа страха Божия, яко выну делании богоугодными душу очистил еси. Темже, представ Престолу Вышняго, с сонмом Ангелов воспеваеши Ему: Аллилуиа.

Икос 9:
Жезл пастыря словесных овец от Пастыреначальника Господа Иисуса приемый, святый Спиридон не премени жития своего: нестяжателен, кроток, любве ради вся терпяй, не постыдеся пещися и о стаде безсловесных овец. Вся сия возбуждают нас славити Бога и взывати тебе:

Радуйся, славу мира сего яко суетную презревый; радуйся, мзду многу на Небесех стяжавый.
Радуйся, красная мира сего в уметы вменивый; радуйся, сосуде небесных благ.
Радуйся, святейшая пажите киприотов; радуйся, яко тебе ради Бог хищников овец твоих невидимыми узами связа.
Радуйся, татем отеческое вразумление преподавый; радуйся, по милосердию твоему за проведенную без сна нощь овна им даровавый.
Радуйся, непослушанием козлища, яко бы разум имущаго, купца, утаившаго цену его, обличивый; радуйся, утаившаго сребреники твоя к покаянию приведый.
Радуйся, яко страсти корыстолюбия увещанием своим исцелил еси его.
Радуйся, Спиридоне, предивный чудотворче.

Кондак 10:
Спасаяй души паствы, Богом тебе вверенныя, ты, святителю Спиридоне, произволением Божиим, зван был еси явити славу свою, паче же славу истиннаго Бога, и в иныя страны, да всюду славят имя Божие, вопиюще: Аллилуиа.

Икос 10:
Скорый помощник и заступник во всяких нуждах и скорбех, святый Спиридон, по повелению цареву, якоже и прочий пастыри, прииде во град Антиохию, идеже бе одержимый болезнию царь Константин; святитель главы его коснуся и сотвори здрава. Сему чудеси дивящеся, вопием ти:

Радуйся, егоже в сонном видении Ангел, яко целителя, яви царю; радуйся, Божественныя ради любве трудный путь в старости восприявый.
Радуйся, цареву рабу, ударившему тя в ланиту, по заповеди Спасителя, другую подставивый; радуйся, столпе смирения.
Радуйся, молитвами своими слезно просящему царю здравие даровавый; радуйся, яко уничижением своим раба вразумил еси и немилостивый нрав его пременил еси.
Радуйся, яко благочестию и милосердию царя научил еси; радуйся, яко, ненавидяй земная сокровища, злато царя отвергл еси.
Радуйся, яко ученика своего Трифиллиа от пристрастия к земным благам отвратил еси и сосудом благодати Божия соделал еси; радуйся, яко пришедшу тебе в Александрию идоли падоша.
Радуйся, емуже и беси повинуются; радуйся, яко от идолослужения многих отвратил еси.
Радуйся, Спиридоне, предивный чудотворче.

Кондак 11:
Пение ангельское бысть, егда во храме приносил еси, святителю Спиридоне, вечерния молитвы Твоя, и не беша сослужащии тебе. Жителие же града, дивное пение слышавше, внидоша в храм и, никогоже видевше, с Горними силами воспеваху: Аллилуиа.

Икос 11:
Светозарное солнце мирови, собеседник Ангелов был еси на земли, святителю Спиридоне; предав же дух твой в руце Божии, преселился еси в горняя селения, моляся за мир пред Престолом Владыки. Мы же, живущии на земли, вопием ти:

Радуйся, яко тебе, еще живу сущу, сослужаху Ангели; радуйся, псалмопение Архангелов слышавый.
Радуйся, видимый образе нашего преображения; радуйся, яко недоставшу елею в храме Бог тебе ради с избытком лампады наполни тем.
Радуйся, лампадо Божественнаго сияния; радуйся, сосуде благодати Божией, обильно, подобие елею, наполняющей душу твою.
Радуйся, неизсякаемый источниче, присно источающий всем токи благодати; радуйся, о немже изумляются Ангели.
Радуйся, прослушание диакона в храме наказавый; радуйся, тщеславившагося своим гласом и гласа, и языка лишивый.
Радуйся, яко во время зноя, внезапу роса, снизшедшая свыше, священную твою главу прохлади; радуйся, в знамении сем близость преставления своего провидевый.
Радуйся, Спиридоне, предивный чудотворче.

Кондак 12:
Покров и прибежище бывый всем к тебе притекающим верным еще в житии твоем, ты, святителю, не оставил еси нас сирых и по твоем успении; Бог, побеждающий естества чин, сохрани святые мощи твоя нетленными во укрепление православныя веры и благочестия, в знамение безсмертия, Егоже прославляюще, вопием: Аллилуиа.

Икос 12:
Воспеваем тя, святителю Божий, яко удивил еси мир чудесы, истекающими от святых мощей твоих. Вси бо с верою приходящии и лобызающии их получают вся благопотребная просимая. И мы, давшаго тебе крепость, венчавшаго тя венцем нетления и действующаго тобою Бога прославляюще, вопием ти:

Радуйся, во время глада корабельником явивыйся, и пищу доставити повелевый; радуйся, слепым, с верою притекшим к святым мощем твоим, зрение даровавый.
Радуйся, от неисцельныя болезни отрока исцеливый; радуйся, беса из жены изгнавый и здравую сотворивый.
Радуйся, возбранный воеводо Керкиры; радуйся, яко полчища злочестивых агарян изгнал еси и корабли их в пучине потопил еси.
Радуйся, егоже видеша окруженнаго сонмом Ангелов, в деснице меч державша и в трепет врагов приведша; радуйся, создати себе храм, во еже совершати в нем литургию на пресном хлебе, воеводе возбранивый.
Радуйся, воеводу латинскаго лютою смертию поразивый; радуйся, молниею изображение его в доме в Венеции сожегший.
Радуйся, отступльства и лжемудрования Запада посрамивый; радуйся, единую православную веру быти истинную и спасительную для человеков утвердивый.
Радуйся, Спиридоне, предивный чудотворче!

Кондак 13:
О пречудный святителю Христов, отче Спиридоне! Нынешнее наше моление прием, избави нас от всех бед и напастей, укрепи на враги страну нашу, даруй нам оставление прегрешений и изми от вечныя смерти всех вопиющих о тебе к Богу: Аллилуиа!(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитвы святителю Спиридону Тримифунтскому

Молитва первая:
О Великий и пречудный святителю Христов и чудотворче Спиридоне, Керкирская похвало, всея вселенныя светильниче пресветлый, теплый к Богу молитвенниче и всем к тебе прибегающим и с верою молящимся скоропредстательный заступниче! Ты веру православную на Никейстем Соборе посреде отцев преславно изъяснил еси, ты единство Святыя Троицы чудесною силою показал еси и еретиков до конца посрамил еси. Услыши нас, грешных, святителю Христов, молящихся тебе, и сильным твоим предстательством у Господа избави нас от всякаго злаго обстояния: от глада, потопа, огня и смертоносныя язвы. Ты бо во временней жизни своей от всех сих бедствий избавлял еси людей твоих: от нашествия агарян и от глада страну твою сохранил еси, царя от неисцельнаго недуга избавил и многия грешники к покаянию привел еси, мертвых преславно воскрешал еси, за святость же жития твоего Ангелы невидимо в церкви поющия и сослужащия тебе имел еси. Сице убо прослави тебе, вернаго Своего раба, Владыка Христос, яко вся тайная человеческая деяния дарова тебе разумети и обличати неправедно живущия. Многим в скудости и недостаточестве живущим ты усердно помогал еси, люди убогия изобильно во время глада напитал еси и ина многа знамения силою в тебе живущаго Духа Божия сотворил еси. Сице и нас не остави, святителю Христов, поминай нас, чад своих, у Престола Вседержителя и умоли Господа, да подаст многих наших грехов прощение, безбедное и мирное житие да дарует нам, кончины же живота непостыдныя и мирныя и блаженства вечнаго в будущем веце сподобит нас, да выну возсылаем славу и благодарение Отцу, и Сыну, и Духу Святому, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая:
О всеблаженне святителю Спиридоне, великий угодниче Христов и преславный чудотворче! Предстояй на Небеси Престолу Божию с лики Ангел, призри милостивым оком на предстоящия зде люди и просящий сильныя твоея помощи. Умоли благоутробие Человеколюбца Бога, да не осудит нас по беззакониим нашим, но да сотворит с нами по милости Своей! Испроси нам у Христа и Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное, земли благоплодие и во всем всякое изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедраго Бога, но во славу Его и в прославление твоего заступления! Избави всех верою несумненною к Богу приходящих от всяких бед душевных и телесных. от всех томлений и диавольских наветов! Буди печальным утешитель, недугующим врач, в напастех помощник, нагим покровитель, вдовицам заступник, сирым защитник, младенцем питатель, старым укрепитель, странствующим путевождь, плавающим кормчий и исходатайствуй всем крепкия помощи твоея требующим вся, яже ко спасению, полезная! Яко да твоими молитвами наставляеми и соблюдаеми, достигнем в вечный покой и купно с тобою прославим Бога, в Троице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья:
О преблаженне святителю Спиридоне! Умоли благосердие Человеколюбца Бога, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да сотворит с нами по милости Своей. Испроси нам, рабам Божиим (имена), у Христа и Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное. Избави нас от всяких бед душевных и телесных, от всех томлений и диавольских наветов. Поминай нас у престола Вседержителя и умоли Господа, да подаст многих наших грехов прощение, безбедное и мирное житие, да дарует нам, кончины же живота непостыдныя и мирныя и блаженства вечнаго в будущем веце сподобит нас, да непрестанно возсылаем славу и благодарение Отцу и Сыну и Духу Святому, ныне и присно и во веки веков.

Тропарь святителю Спиридону, епископу Тримифунтскому, чудотворцу

Тропарь, глас 4:
Собора Перваго показался еси поборник и чудотворец, богоносе Спиридоне, отче наш. Темже мертву ты во гробе возгласив и змию в злато претворил еси, и внегда пети тебе святыя молитвы, Ангелы сослужащия тебе имел еси, священнейший. Слава Давшему тебе крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак, глас 2:
Любовию Христовою уязвився, священнейший, ум вперив зарею Духа, деятельным видением твоим деяние обрел еси, Богоприятне, жертвенник Божественный быв, прося всем Божественнаго сияния.

 

 

Святитель Спиридон Тримифунтский

Святитель Спиридон Тримифунтский. Фреска. Сербия.

12 (25) декабря святая Православная Церковь празднует память великого святого, почитаемого во всех концах христианского мира — святителя и чудотворца Спиридона, епископа Тримифунтского. В русской Церкви святителя Спиридона почитают наравне со святителем Николаем, архиепископом Мирликийским чудотворцем.

По свидетельству церковных историков, святитель Спиридон в 325 году принимал участие в деяниях I Вселенского Собора, который был созван императором Константином Великим для того, чтобы поставить точку в споре с безумным Арием. Именно на Соборе среди множества епископов присутствовали святитель Николай, епископ Мир Ликийских и святитель Спиридон Тримифунтский. На нем святитель Спиридон вступил в состязание с видным греческим философом, защищавшим ариеву ересь.

Простая речь святителя Спиридона показала всем немощь человеческой мудрости перед Премудростью Божией: «Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо, землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех, и совоскресил с Собою человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно».

Выслушав столь пламенную и глубокую речь святителя, греческий мудрец обратился всем сердцем к Православию, сказав: «Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие, и своим искусством спорить отражал все, что мне представляли. Но когда, вместо доказательства от разума, из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, доказательства стали бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за этим старцем, устами которого говорил Сам Бог».

Чудо святителя Спиридона Тримифунтского

На том же Вселенском Соборе святитель Спиридон для вразумления противников истинного богопочитания явил чудо, которое навсегда вошло в летопись истории христианской Церкви. Для доказательства единства Святой Троицы во время спора с арианами святитель взял в руки кирпич и стиснул его: мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца.

«Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна,— сказал тогда святитель Спиридон, — так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество Едино». Не случайно, что именно на Первом Вселенском Соборе был составлен Символ веры из семи пунктов, который впоследствии стали называть Никейским.

Святитель Спиридон родился в конце III века на острове Кипр в деревне Аския (Ассия) (греч. Άσσια) / Пашакёй (тур. Paşaköy) — деревня на острове Кипр. По роду занятий будущий святой был пастухом и с самого детства был приучен к труду. По словам святителя Димитрия Ростовского «он вел чистую и богоугодную жизнь. Подражая — Давиду в кротости, Иакову — в сердечной простоте и Аврааму — в любви к странникам».

В зрелом возрасте святитель женился и стал отцом семейства. Однако семейная жизнь была краткой: через несколько лет после брака супруга Спиридона скончалась. Её кончина послужила толчком к изменению жизненного пути будущего святителя. Спиридон не возроптал на Бога. Не вопрошал, за что же ему, ничем не прогневившему Господа, послано такое наказание. Он принял свое вдовство с покорностью и смирением, увидев в нем знак — знак, которым Господь призывал его изменить свою жизнь. Святой Спиридон принял решение посвятить свою жизнь служению Богу и ближним. В царствование Константина Великого (324–337) и его сына Констанция (337–361), святой Спиридон был избран епископом кипрского города Тримифунта. Как епископ, святой Спиридон являл пастве пример добродетельной жизни и трудолюбия: пас овец, убирал хлеб, трудился как обычный мирянин. Смирение святителя, его трудолюбие и упование на Промысел Божий позволило святому стяжать особые духовные дары, которые стали проявляться в исцелениях от телесных и душевных недугов, в чудесном избавлении страждущих от тяжких жизненных невзгод.
Житие святителя Спиридона изобилует множеством чудес, которые совершались по молитвам святого, как при его земной жизни, так и по отшествии в мир иной. О чудесной помощи чудотворца рассказывают и наши современники, многие из которых принадлежат к Русской Православной Церкви. Приведем лишь несколько наиболее ярких свидетельств о чудесной помощи святителя, взятых из его жития, в разное время составленного святителем Димитрием Ростовским, А.В. Бугаевским, Феодором, епископом Пафским и др. Из достоверных источников христианам известно, что по молитвам святителя Спиридона с неба проливался обильный дождь в местах страшной и губительной засухи, воскресали мертвые, бедняки получали столь необходимую материальную помощь, а неправедные богачи чудесно вразумлялись через потерю имущества и денег.
Известно, что однажды к святителю пришла женщина и принесла труп своей дочки-младенца, которая утонула несколько дней назад. Тело ребенка посинело и, даже зная о могуществе и чудесах Спиридона, никто не верил в то, что девочку можно воскресить. Видя безудержное горе матери, святитель вернул ребенка к жизни. В считанные мгновения синева пропала с тела, девочка открыла глаза и заговорила. Мать, которая все равно до конца не верила в чудо, а пошла просить помощи у Спиридона от отчаяния, не выдержав, умерла от потрясения. Тогда Спиридон тут же воскресил и ее. Все это произошло при многих свидетелях, и было запечатлено в хрониках острова Кипр. Церковь, детально изучив обстоятельства дела, официально признала случившееся чудом.
Церковь чтит Спиридона не только как чудотворца, но и как человека, прославившегося необыкновенной мудростью. Однажды, к нему пришел крестьянин и, сетуя на неурожай, попросил немного зерна на посев. Спиридон предложил ему зайти в сарай и самому взять необходимую меру. «Разве ты не пойдешь со мной и не посмотришь, сколько я у тебя беру, чтобы потом знать, сколько требовать с меня обратно?» — спросил крестьянин. «Я просто знаю, что ты возьмешь столько, сколько тебе требуется, а отдашь столько, сколько сможешь», — спокойно ответил Спиридон. Проситель был очень удивлен ответом святого, но когда зашел в сарай, то просто физически не смог взять больше, чем действительно требовалось, — лишнее зерно высыпалось у него из рук.

Когда на острове Кипр случилась страшная засуха, многие крестьяне пошли просить хлеб у богачей, которые непомерно высоко подняли на зерно цены. Некоторые из наиболее отчаявшихся бедняков обратились за помощью к святителю, как к последней надежде перед лицом голодной смерти. Одному из них мудрый старец сказал: «Не горюй, чадо. Богач, не захотевший сегодня спасти от неминуемой смерти твою семью, завтра сам станет уговаривать тебя взять у него как можно больше зерна. Он будет жалок и смешон в глазах людей, а твой дом наполнится яствами. Это мне открыл Святой Дух». Бедняк подумал, что владыка говорит так, дабы утешить и успокоить его. Поэтому крестьянин отправился домой опечаленным, не надеясь на скорое исполнение предсказания. С наступлением ночи по мановению Божьему на землю обрушился мощный ливень. Под напором стихии упал заполненный до самого верха амбар алчного лихоимца. Разбросанные потоками воды, плоды и злаки лежали повсюду. Утром владелец рухнувшей житницы вместе со слугами бегал по Тримифунту и умолял прохожих помочь ему собрать хлеб, ячмень и бобы, однако ни у кого не нашел сочувствия. Вся городская беднота ринулась подбирать с земли даровую пшеницу и плоды, отнятые провидением у жадного человека. Среди них был и разорившийся селянин. Купец не мог помешать изнемогавшей от голода страждущей толпе, но, увидев вчерашнего посетителя, он притворился добрым и предложил ему в долг без барыша набрать побольше валявшегося на дороге хлеба. Земледелец, посмеиваясь над лицемерием и бесстыдством наказанного Богом скряги, взял даром, как и другие тримифунтцы, довольно много зерна. Крестьянин от всего сердца восславил человеколюбивого Господа и Его угодника Спиридона, ибо, не сея и не пожиная урожай, ему удалось наполнить закрома благами, уготованными нищим и убогим по праведному Божьему Суду.

Свт. Спиридон с житием. Эммануил Тзанфурнарис. 1595 г. Собрание Музея икон. Венеция.

Святитель Спиридон, как некогда ветхозаветный патриарх Авраам, старался всячески помогать странникам, лично служа им и оказывая должное почитание. Однажды по время Великого поста, который святитель соблюдал с особой строгостью, к нему в дом пришел усталый путник. Святой попросил дочь накормить чужестранца, однако в доме совсем не было еды. Тогда мудрый пастырь велел дочери сварить мясо свиньи, засоленное в их доме. Когда дочь приготовила мясо, Спиридон пригласил странника сесть с ним за стол. Владыке пришлось и самому есть свинину, ибо правило гостеприимства требовало от деликатного хозяина приступить к трапезе вместе с путником. Можно себе представить, как изнурен был странник и насколько его ослабевшее тело нуждалось в пище, если усердный хранитель чистоты решился нарушить великий пост. Однако гость не сразу согласился вкусить мясо. Он боялся прервать пост и называл себя христианином. Тогда Спиридон убедил его словом апостола Павла: «Тем более тебе не следует отказываться от еды. Ведь в Священном Писании сказано: все чисто для чистых (Тит. 1, 15)». Бесстрастный подвижник преступил строгий устав человеческий ради исполнения святой заповеди Христовой, по которой любовь к Богу и людям есть благо, высшее из всех благ.
Особая духовно-родственная связь святителя была со своей родной дочерью Ириной, которая скончалась во время пребывания Спиридона в Никее на первом Вселенском соборе. Незадолго до своей внезапной кончины некая знатная дама дала ей на хранение очень ценное украшение. Ирина надежно спрятала золотое изделие в отчем доме. Святитель был на Соборе в Никее и поэтому ничего об этом не знал. Когда он вернулся в Тримифунт, хозяйка драгоценности пришла к нему и попросила возвратить золото. Владыка тщательно обыскал весь дом, но не нашел чужого сокровища. Знатная дама заплакала и стала рвать на себе волосы. Потеря столь ценной вещи могла обернуться для нее непоправимой бедой. Сама справедливость побуждала великодушного пастыря найти золото, ведь его дочь, хоть и невольно, своей преждевременной смертью лишила доверившуюся ей женщину немалого достояния. Искренне желая помочь хозяйке драгоценности, Спиридон, всегда глубоко сострадавший горю людей, отправился вместе с обливавшейся слезами гостьей и несколькими спутниками на кладбище. Святитель вошел в склеп, где лежало мертвое тело девушки, и с непоколебимой верой и твердым упованием на Бога обратился к ней, как к живому человеку: «Дочь моя Ирина! Во имя Господа нашего Иисуса Христа скажи мне, куда ты спрятала украшение этой женщины? О великое чудо! По соизволению Божьему Ирина словно пробудилась от крепкого сна и, внимая владыке, ответила: «Господин мой, я хранила золото в нашем доме». И поведала, в каком месте зарыто сокровище. Благоговейный ужас и изумление охватили всех, присутствовавших при столь удивительном событии. Когда голос Ирины смолк, отец ласково произнес: «Теперь, дитя мое, упокойся, пока не воскресит тебя Христос после Второго пришествия». Всеславный иерарх вернулся домой, сразу нашел украшение и возвратил владелице ее золото, а она вместе с другими свидетелями чуда с радостью и ликованьем славила Бога и святого отца нашего Спиридона.
Святитель своим кротким нравом и вразумлением исцелял людей от пагубной страсти сребролюбия и жажды неправедной наживы. Известны многие чудесные случаи, происходившие по его молитвам. Однажды к Спиридону пришел перекупщик скота и попросил продать сотню коз из его стада. Святитель не стал торговаться с гостем о цене. Купец же, поняв, что имеет дело с Божьим человеком, решил воспользоваться честностью владыки. Он оставил плату в доме епископа только за 99 коз. Спиридон не стал пересчитывать деньги и отправился вместе с покупателем к стаду. Когда они подошли к загону, прозорливый пастырь сказал: «Входи, чадо, и забери столько коз, за скольких ты расплатился со мной». Одержимый страстью к наживе купец отсчитал 100 голов и выпустил стадо за ограду. Все козочки последовали за новым хозяином, и лишь одна из них побежала назад. Жадный торговец несколько раз выгонял ее из загона, но козочка тотчас возвращалась к законному владельцу. Купец не мог понять, почему так поступает животное. Он разозлился и попытался на плечах унести чужое добро. Однако козочка бодала рогами голову покупателя и очень громко блеяла. Великодушный святитель не захотел открыто обличать плутоватого гостя и тихо сказал своему обидчику: «Эта неразумная тварь неспроста воспротивилась, бьется на твоих плечах и вопит. Не надо бороться с ней. Лучше поднимись в дом и проверь, сколько денег ты там оставил. Может быть, ты забыл за нее заплатить?». Торговец понял, что совершенный им бесчестный поступок известен владыке. Он раскаялся, попросил прощения у Спиридона и сполна расплатился за стадо. А козочка больше не упиралась, и сама спокойно последовала за новым хозяином. Купец был потрясен столь ясным проявлением Божьей воли и, славя Господа, искоренил в себе пагубное стремление к любостяжанию. «Верный слуга Христа Спиридон обладал ключами Царства Небесного и точно знал, какое целебное лекарство от страстей следует дать согрешившему человеку. Посему мудрый святитель не стал потворствовать пороку наживы богатого торговца и не отдал ему даром лишнюю козочку, а с бедняками, намеревавшимися украсть у него баранов, источающий сердечную доброту пастырь поступил иначе. Великодушный владыка не только простил, но и щедро их одарил».
Спиридон имел благочестивый обычай часть доходов раздавать нищим или ссужать без процентов деньгами малоимущих соотечественников. Однажды один тримифунтский судовладелец пришел к нему с просьбой одолжить немного золота. Мореплаватель хотел закупить товар на чужбине и с выгодой продать дома. Он был весьма беден и намеревался потратить прибыль на пропитание своей семьи. Владыка отдал купцу то немногое, что собрал на святую церковь и собственные нужды. По завершению плаванья корабельщик продал товар и принес архиерею долг. «Иди, чадо, и положи золотые монеты в шкаф, откуда, как ты видел, я взял их для тебя», — сказал Спиридон. Владелец судна исполнил указание епископа. Шло время. Купец по-прежнему нуждался в деньгах, и каждый раз, отправляясь в плаванье, просил у святителя золото для закупки товара, а после продажи груза неизменно возвращал долг. Корабельщику было выгодно брать взаймы у Спиридона, ведь отзывчивый пастырь помогал ему, не взыскивая проценты. Бесстрастный владыка мало заботился о земных благах и никогда не пересчитывал деньги. Он лишь просил тримифунтского торговца положить золотые монеты на место. Многократно купец занимал у епископа и всегда сполна отдавал долг, но однажды отец лжи сатана, завладев сердцем моряка, внушил ему мысль обмануть праведника. Охваченный страстью к обогащению, корабельщик оставил деньги не в архиерейском доме, а в своем собственном кармане. Однако утаенное золото не принесло мошеннику прибыли. Оно лишило успеха его торговлю и, словно огонь, быстро поглотило все имущество судовладельца. В скором времени моряк обнищал, и теперь уже крайняя нужда привела разорившегося купца в дом епископа. Долготерпеливый святитель выслушал гостя и смиренно сказал: «Ступай, чадо, и возьми деньги там, где ты их положил». Корабельщик прикинулся честным человеком, заглянул в шкаф и, ничего не найдя в нем, сообщил об этом владыке. «Попробуй поискать получше, — посоветовал Спиридон. — Ведь к золоту никто, кроме тебя, не прикасался». Мореплаватель тщательно осмотрел содержимое шкафа и, конечно, не обнаружил в нем ни одной монеты. Владелец судна надеялся, что отличавшийся простотой и доверчивостью епископ не узнает о совершенном мошенничестве, и сообщил о пропаже. «Если ты вернул золото, то оно лежит на прежнем месте, но если оставил деньги себе, так зачем же теперь искать их в шкафу?» — кротко ответил владыка.
Спиридон, как и прежде в отношениях с другими сребролюбцами, ласково увещевал прегрешившего мореплавателя не желать чужого добра и не пятнать коварством и ложью совесть, а зарабатывать усердным трудом и помогать бедным. Купец опомнился, устыдился и припал к ногам епископа. Незлобивый владыка тотчас простил раскаявшегося грабителя и стал за него молиться. Корабельщик горячо поблагодарил Спиридона за снисхождение к совершенному им бесчестному проступку и удалился, удивляясь доброте милосердного старца.
Не менее поразительный случай произошел со святителем недалеко от столицы острова Крит, когда владыка пришел в местный храм, но из-за переутомления попросил дьякона не затягивать богослужение. Однако просьба старца не была услышана и честолюбивый клирик продолжал крайне медленно напоказ возносить молитвы. Духовными очами богомудрый святитель увидел пагубную страсть строптивого селянина к тщеславию и, желая смирить гордеца, грозно воскликнул: «Замолчи, творец ослушания!». Дабы всякое непослушание получало праведное воздаяние (Евр. 2, 2), Господь без малейшего промедления лишил голоса дерзкого служителя, и он, открывая рот, издавал лишь невнятные звуки. Присутствовавшие в храме люди были поражены силой слова дивного архипастыря и с изумлением смотрели на владыку. Пока святитель сам завершал чтение молитвы, молва о Божьей каре, постигшей дьякона, разнеслась по всему селению и глубоко огорчила его родственников и друзей. Они пришли к Спиридону и стали упрашивать чудотворца избавить их провинившегося земляка от недуга, который не позволит ему служить в церкви и получать содержание на пропитание семьи от доходов храма. А немой клирик припал к ногам владыки и, обливаясь слезами, знаками умолял о прощении. С тех пор клирик говорил хриплым голосом, немного заикался, но косноязычие не ослабило, а укрепило в нем веру. Дьякон прозрел духом, был целомудрен и до конца жизни служил для потомков примером того, сколь опасно ослушиваться святых старцев и превозноситься перед людьми.


Под конец своей жизни святитель удостоился особого посещения Божия для укрепления в вере окружающих его близких друзей. Как и в беседе преподобного Серафима с Н.А. Мотовиловым, при которой лицо святого сделалось светлее солнца, и из глаз сыпались молнии, так и со святителем Спиридоном по свидетельству очевидцев, на их глазах произошло чудесное преображение. Во время летней жатвы святитель трудился на своем поле. Друзья старца помогали ему собирать урожай. Хотя дождя не было, несколько капель, похожих на росу, внезапно упали с неба и оросили только голову Спиридона. После столь странного явления тотчас произошло еще одно неизъяснимое чудо. Волосы владыки изменили цвет: часть их оказалась черной, другая стала белой, третья приобрела желтую окраску. Друзья Тримифунтского епископа с изумлением взирали на поразительную перемену в облике архиерея. А Спиридон благодаря озарению свыше узнал о часе, когда Отец Небесный призовет его в вечные обители, и обрел способность так видеть отдаленные события, словно они происходили теперь. Сердце праведника исполнилось благодатью Святого Духа, и с неизреченной радостью богоносный иерарх пророчески возвестил:

«Предрекаю вам, братья, что Господь увенчает славой память обо мне и многие люди, и старые и молодые, будут ежегодно праздновать у гроба с моим телом день преставления. Я, как вы видите, беден, но по изволению человеколюбивого Бога смогу подавать прихожанам те спасительные блага Горнего Иерусалима, которые сам стяжал у Всевышнего Творца, дабы они познали Нераздельную Святую Троицу — Единственного Истинного Бога. Я стану усердно просить Господа даровать им великую милость и вечную жизнь».

Как мы уже писали выше, еще больше чудес по молитвам святителя Спиридона совершалось после его кончины. Существует множество достоверных свидетельств о скорой помощи святителя всем с искренней верой и надеждой к нему обращающихся. Так, великий оптинский старец Амвросий, в одном из своих писем к духовным чадам упоминает о труднообъяснимом для атеистов чуде, свидетелем которого стал великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь. Последний, как и многие другие русские литераторы и философы, часто посещал Оптину пустынь — обитель, являющуюся одним из главных духовных центров России, где писатель имел своего духовного отца. Будучи в очередной раз в Оптиной, Николай Васильевич рассказал своему духовнику и всей монашествующей братии о чудесном явлении, которое произошло на его глазах во время заграничного путешествия. Случилось оно при паломничестве его к святым мощам угодника Божия святого Спиридона Тримифунтского. В тот день, когда Гоголь приехал на поклонение святому, верующие, как это заведено каждый год 12 (25) декабря, с большой торжественностью обносили святые мощи вокруг города. При этом все присутствующие обычно благоговейно и трепетно прикладываются к ним. Однако на этот раз среди них находился некий английский путешественник, естественно, взращенный на скепсисе и рационализме протестантской культуры. Он позволил себе заметить, что, по всей видимости, в спине угодника сделаны надрезы и тело тщательно набальзамировано. Чуть позже он подошел к мощам поближе. Каково же было его граничащее с ужасом изумление, когда мощи святого на глазах у всех… медленно приподнялись из раки и обратились своею спиной именно к этому «идейному» наследнику апостола Фомы, прозванного «неверующим»: на, мол, дружок, поищи-ка «свои» надрезы! Какова дальнейшая судьба этого достопочтенного британца, к сожалению, неизвестно. Гоголя же это чудо потрясло до самых глубин души.
Отец Иустин, настоятель храма святого Спиридона в городе Керкире (о. Корфу, Греция), рассказывает, что однажды нашелся один неверующий рыбак по имени Спиро (Спиридон): «Когда он вышел в море, начался шторм. Его корабль затонул, и сам он ушел под воду. Вдруг святой Спиридон вытащил его на сушу. Рыбак, чтобы проверить, что именно Святой спас его, бросился бегом в храм, а там монахи безуспешно пытались открыть ковчег с мощами. И ковчег открылся лишь тогда, когда пришел рыбак. На тапочках святого Спиридона были мокрые водоросли и ракушки. Рыбак тут же потратил всё своё состояние на золотую лампаду, которая до сих пор остается у нас единственной из чистого золота».
Святителя Спиридона Тримифунтского всегда почитали на Руси как покровителя бедных, бездомных, страдающих. В честь него возводили храмы и называли улицы. Известна улица Спиридоновка в центре Москвы на Пресне между Малой Никитской улицей и Садовой-Кудринской улицами. Такое название она получила (до 1941 года — Спиридоньевская улица) по церкви Спиридона, епископа Тримифунтского на Козьем Болоте, известной с 1627 года, но взорванной в 1930 году. Церковь была воздвигнута отцом первого русского Царя из рода Романовых святейшим Патриархом Филаретом в своих владениях на Козьем болоте, там, где пасли коз Патриаршего двора. Сейчас на месте взорванного храма жилой дом.
Святой Спиридон является небесным покровителем домашнего скота и крестьянского труда, ведь даже в сане епископа он трудился на земле. Знаменательно, что на иконах святитель изображается не в митре, а в шапочке из овечьей шерсти. Крестьянская еда, воздержность в быту, доходящая до бедности, пастушеская шапка — всё это так не похоже на признаки святительского сана. Зато внутренние богатства благодати, которые носил в себе Спиридон, заставляли современников вспоминать имена пророков Илии и Елисея. Киприоты-земледельцы были счастливы, имея такого архиерея, поскольку небо слушалось святого. В случае засухи молитвы Спиридона приклоняли Бога на милость, и долгожданный дождь поил землю.
Святитель также нередко выступает и покровителем православного воинства. Так, во время Казанского похода по дороге из Москвы было явление святителя Спиридона Тримифунтского Царю Иоанну Васильевичу Грозному. Святой духовно укрепил Государя в его решимости одолеть супостатов и освободить казанцев от ногайских узурпаторов. После победы на месте чудесного явления Царь по обету воздвиг Спиридоньевский монастырь. До наших дней этот монастырь не сохранился, но на его месте возведен поклонный Крест.
Во время войны с Османской империей 11 (24) декабря, то есть накануне праздника Спиридона Тримифунтского, под командованием славного российского полководца А.В. Суворова был победно закончен штурм турецкой крепости Измаил. Именно поэтому в Измаильской мечети в тот же вечер расположился походный воинский православный храм. Его посвятили святому Чудотворцу Спиридону. Победитель Измаила Александр Васильевич Суворов 13.12.1790 докладывал в письме главному вельможе Императрицы — князю Потемкину: «Простите, что сам я не пишу: глаза от дыму болят… Сегодня у нас будет благодарный молебен у нашего нового Спиридония. Его будет петь Полоцкий поп, бывший со Крестом пред сим славным полком».
В 1797 году на остров Корфу, где с XV века покоились мощи Спиридона Тримифунтского, вторглись революционные войска Бонапарта. Император Павел I принял решение о необходимости, вступив в коалицию теперь уже с турками, послать войска для освобождения Ионических островов от французов. Адмирал Ф.Ф. Ушаков, впоследствии канонизированный, взял неприступную крепость на острове Корфу (Керкира) и освободил от французов его и еще ряд островов Ионического моря.
Спиридона Тримифунтского призывали в покровители многим лучшим войскам России, строя при полках в его честь храмы, часовни, посвящая ему приделы. К 100-летию Финляндского полка в Санкт-Петербурге была выстроена часовня Спиридона Тримифунтского, приписанная к полковой Спиридоньевской церкви. Ныне она сохранилась, и там ведутся богослужения.
Считается, что в первой половине XVIII века имя Спиридона Тримифунтского в России подзабыли. Но в 1777 году 12 (25) в семье престолонаследника Павла Петровича родился сын Александр Павлович — внук и воспитанник царицы Екатериной I. С рождением Великого Князя особо стал отмечаться как Царский день праздник святителя Спиридона.
В московской церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке (1634 год) находится чтимая икона святителя Спиридона с частицей его святых мощей. В Покровском храме Данилова монастыря в Москве хранится башмачок с мощей святителя Спиридона, подаренный монастырю в 2007 году митрополитом Керкиры, Пакси и близлежащих островов Нектарием.
Мощи святого Спиридона находились в Константинополе вплоть до его захвата турками. После этого нетленное тело было переправлено на греческий остров Корфу (местное название Керкира). Узнав о величайшем сокровище, которое им досталось, керкирийцы построили для мощей храм и по сей день считают святого Спиридона покровителем своего острова. Тело святого Спиридона имеет постоянную температуру: 36,6 градусов. У него растут волосы и ногти. И что самое удивительное — одежду, которая на нем надета, меняют раз в полгода, потому что она снашивается, будто он не лежит в раке, а ходит. Хранитель раки рассказал, что бывали случаи, когда ключ просто не может открыть замок на раке. И тогда священники знают — святого в раке просто нет, он ходит по острову.


В Православном мире он почитается как «ходящий» святой — бархатные башмачки, одетые на его ступни, изнашиваются, и несколько раз в год их заменяют новыми. А изношенные башмачки разрезают на части и как великую святыню передают верующим. По свидетельству греческих священнослужителей, во время «переобувания» чувствуется ответное движение. В самой Греции восемьдесят церквей носят имя святого Спиридона, отмечая тем самым повсеместное почитание его памяти, искреннюю любовь и благодарность верующих. В России наибольшее количество храмов в честь святителя находится в Санкт-Петербурге.

Святителю отче Спиридоне, моли Бога о нас!

Источник сайт храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском г. Москва — http://tihvinskiy.ru/svyatitel-spiridon-trimifuntskiy-2/