Гавриил Белостокский

Гавриил Белостокский

22 марта 1684 — 20 апреля 1690

православный святой, мученик, согласно житию, пострадавший от евреев

Житие Гавриила Белостокского

Согласно житию Гавриил родился 22 марта (2 апреля) 1684 года в селе Зверки, близ городка Заблудова под Белостоком (Речь Посполитая, ныне — Польша) в семье православных крестьян Петра и Анастасии Гавдель. 11 апреля 1690 года, в то время, как мать ребёнка носила обед в поле его отцу, оставшийся без присмотра шестилетний мальчик исчез, а несколько дней спустя был обнаружен мертвым в поле. Заблудовский суд обвинил в убийстве ребёнка местных евреев. Житие утверждает, что во время отсутствия родителей местный еврей-арендатор Шутко, приласкав ребёнка, увёз его с собой в Белосток, где девять дней подвергал мальчика ритуальным истязаниям, имитирующим страсти Христовы: пригвоздил за руки и за ноги к стене и проколол бок, выпустив таким образом кровь. После смерти ребёнка его тело было выброшено истязателями в поле. В житии говорится, что бродячие собаки не только не набросились на тело, но и отгоняли от него птиц. Гавриил был похоронен около кладбищенского храма в Зверках. Мученическая кончина его произошла 20 апреля (по юлианскому календарю) и празднуется сейчас 3 мая.

Официальный портал Белорусского Экзархата РПЦ сообщает: «Дело об убиении отрока Гавриила разбиралось в суде Заблудова, преступники понесли заслуженное наказание. „О сем кто хощет пространно ведати, отсылаем до книг нравных магдебургии Заблудовския“, — говорит записка того времени».

30 лет спустя, в 1720 году, во время очередного погребения был случайно задет гроб Гавриила и было обнаружено, что тело его не истлело. Это известие разнеслось среди православных и усилило почитание мученика. Мощи перенесли в крипту под храмом в селе Зверки. В 1746 году храм, в котором был погребён младенец, сгорел, но мощи Гавриила уцелели.

Когда из других мест жиды прибежали,
То безчеловечно меня там мучить стали,
Внесли меня в тёмный подвал на страдание,
И распяв на кресте, кровь из бока выпускали
Потом кололи все мое тело
Пока хоть каплю крови оно имело

В 1755 году мощи святого были перенесены крестным ходом в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь в Минской губернии. Гроб с телом Гавриила лежал открытым, тело было исколото. К раке была прикреплена табличка: «Мощи младенца Гавриила Гавделюченко из села Зверки графства Заблудовскаго, рожденнаго 1684 года марта 22 дня, а замученнаго от жидов в Белом Стоку 1690 года апреля 20 дня. О сем, кто хощет пространнее ведати, отсылается до книг правных Магдебургии Слуцкой. 1755 года мая 9 дня, за благополучным княжением сиятельнейшаго князя Иеронима».

Канонизация

Гавриил Белостокский был канонизирован Русской православной церковью в 1820 году и почитается как покровитель детей, его память совершается 20 апреля (3 мая) и 9 (22) мая. Церковь сообщает о многочисленных случаях исцеления от святых мощей. Постепенно почитание мученика младенца Гавриила установилось по всей Российской империи.

В 1930-х годах Троицкий Слуцкий монастырь, где хранились мощи, был закрыт, а святые мощи Гавриила перенесены в Музей атеизма в Минске. В 1944 году святые мощи были перенесены из Минска в церковь Покрова Божией Матери в Гродно, где они находились до 21 сентября 1992 года. В 1992 году по благословению архиепископа Саввы (ставшего в 1998 году предстоятелем Польской православной церкви) мощи были торжественно перенесены в Свято-Никольский собор Белостока, где находятся и поныне, являясь объектом паломничества. В деревне Зверки сегодня действует женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, где сооружен храм в честь св. Гавриила Белостокского. Это место также является местом православного паломничества как для Русской, так и для Польской Православных Церквей.

Полемика

Канонизация Гавриила Белостокского часто подвергаются критике как пример кровавого навета на евреев и пропаганды антисемитизма, так как описанные пытки и человеческие жертвоприношения противоречат многим фактическим положениям иудаизма.

Еврейские организации бывшего СССР обратили внимание на возрождение почитания в Белоруссии ещё в 1997 году. После поездки по бывшему Советскому Союзу в 1997 г., Международный директор Бюро по правам человека и соблюдению законности в бывшем Советском Союзе, президент Американской Ассоциации евреев из бывшего СССР Леонид Стонов написал в журнале Вестник:

Похожие случаи

В 1965 году Второй Ватиканский собор Католической Церкви отменил почитание Симона Трентского (также известного как пример кровавого навета) как основанный на злонамеренной мистификации, и удалил имя Симона Трентского из католической мартирологии. Так же ранее поступила англиканская церковь с почитанием Хью Линкольнского.