Успенский пост

ПокровПриходской листок храма Покрова Пресвятой Богородицы с.Ендовище Семилукского благочиния

14-27 августа  Успенский пост

14 августа начинается самый короткий из многодневных постов Православной Церкви — Успенский. Он продлится две недели, до праздника Успения Пресвятой Богородицы 28 августа.

Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства. Святой Симеон Солунский пишет, что «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас».

Успенский пост не такой строгий, как Великий, но более строгий, чем Петров и Рождественский посты. Икона Успения Пресвятой Богородицы

  Пост телесный должен  тесно соединятся с постом духовным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно.

Слово на Преображение Господне

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. 19 августа —  великий двунадесятый праздник Преображения Господня. События этого праздника, на первый взгляд, просты и понятны, но в этой внешней стороне сокрыт глубокий духовный смысл. Спаситель взял трех учеников: Петра, Иакова и Иоанна. Вместе с ними Он поднялся на гору Фавор и там настолько преобразился перед ними, что Его обыкновенные одежды стали сиять, как снег на солнце. В этот миг появились Моисей и Илия и стали говорить со Христом о Его страданиях.  Апостолов объял трепет — и вместе с тем огромная радость, так что Петр воскликнул: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии» (Лк. 9: 33). Ему было так хорошо, что он, в простоте своей, решил остаться на этой вершине, забыв и о других апостолах, оставшихся у подножия горы, и о семье, и, наконец, о своем апостольском служении, которое он уже начал нести. Это произошло с ним потому, что Божественная Слава, озаряя человека, настолько наполняет блаженством его душу, что он забывает обо всем и думает только о том, как бы ему навсегда остаться со Христом.

Но путь к такому состоянию не прост – он подобен восхождению на гору. Когда человек начинает отрываться от земной суеты, и его сердце все больше прилепляется к Небесному, хотя телом он может продолжать оставаться на земле, тогда душа все более озаряется светом и радостью. Но поначалу этот свет несет скорбь, связанную  с открывающимися тайниками души, наполненных мусором греха и нечистотой помышлений. Поэтому, чтобы сподобиться той фаворской благодати, пережитой апостолами, нужно уподобиться им: Петру — в любви ко Христу, Иакову — в ревности к подвигу, Иоанну – в чистоте души и тела. Все это достигается постепенным трудом восхождения.

В этот праздник особенно помолимся Господу, чтобы Он дал нам силы идти в гору, а не скатываться к ее подножью, чтобы нам каждому в свою меру удостоиться Фаворской благодати и преобразить своего внутреннего человека.

Аминь.

(Иеромонах Марк (Корнилов))

О третьей заповеди Закона Божия.

3. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе

Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

Третьей заповедью запрещается произносить имя Божие напрасно, без должного благоговения. Приемлется имя Божие напрасно, когда произносится в пустых разговорах, шутках и играх.

Запрещая вообще, легкомысленное и неблагоговейное отношение к имени Божию, эта заповедь запрещает грехи, которые происходят от легкомысленного и неблагоговейного отношения к Богу. Таковыми грехами являются:

Божба, т. е. легкомысленное употребление клятвы в обыкновенных разговорах;

Богохульство – дерзкие слова против Бога;

Кощунство, когда о священных предметах говорят шутя или насмехаясь;

Нарушение обетов, данных Богу, клятвопреступление и ложная клятва именем Божиим.

Нарушение слова или обещания не повторять грех, данного на исповеди — является серьезным грехом. Обещание данное перед крестом и Евангелием, — это обещание данное Самому Богу, и потому необходимо изо всех сил стараться его исполнить.

Чертыхание или матерщина при разговоре. Ругань и проклятия по отношению к обидевшим. Это просто болезнь нашего времени. Имя диавола и мат слышится в разговорах на улице и в доме, между людьми невежественными и образованными. Кто матерится и призывает лукавого, тот получает его в верные спутники своей жизни;

Отказ от причащения Святых Тайн и целования икон по причине брезгливости. 

Опоздание на церковную службу или уход без уважительной причины до ее окончания. Праздные разговоры в церкви во время службы.

Даже в промежутках между службами и вообще в здании церкви без особой нужды не следует допускать никаких громких переговоров, нельзя во время самой службы вести себя неблагоговейно, например, переходить с места на место, смеяться,  шептаться и вести посторонние и праздные разговоры — это вина тяжкая. По сути дела, это значит вести как бы свою службу, когда идет служба Божия; оказывать очевидное неуважение к богослужебному чтению, пению и священнодействиям.

Обвинение Бога в творящихся в мире беззакониях или в личных несчастиях (ропот на Него);

Высмеивание и передразнивание архиереев, священников, монашествующих — относится к греху кощунства и является проявлением неуважения к святыни, гордыни и самости кощунника;

Равнодушное отношение и молчание при чьем-либо богохульстве или кощунстве. Равнодушие при словах богохульника делает нас невольным соучастником этого греха. Если же нет возможности заставить замолчать кощунника, тогда следует покинуть место, где последний находится, хотя бы своим видом и уходом засвидетельствовав отвращение к происходящему греху.

Жалобы и проклятие на природу, на животных, плохую погоду

Клятва небом, землей, честью, здоровьем (своим и ближних) и тому подобное.

Вопросы священнику

В этой рубрике печатаются ответы на вопросы, которые наиболее часто задают священнослужителям.

Что такое молебен? И как его нужно правильно заказать?

Молебен —  богослужение, при котором верующие просят ГосподаБогородицу или святых Его о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благодеяний.

По своему составу молебен представляет собой сокращенную утреню. В Чин молебна входят 50-й псалом, тропари, канон (обычно поются одни припевы), чтение Апостола и Евангелия, молитва святому, к которому был обращен молебен. Иногда к молебну прибавляется пение акафиста.

Молебны бывают благодарственные и просительные.  Благодарственные молебны адресуются только Господу. Просительные молебны совершаются по поводу событий и нужд общественно-церковной или частной жизни (путешествие, начало дела, болезнь, освящение воды, стихийные бедствия, нашествие иноплеменников, эпидемия, неурожай и проч.). Они могут совершаться в храме, дома, в общественных местах и на природе. Чинопоследования содержатся в особой богослужебной книге, называемой «Книга молебных пений», а также в «Требнике».

Подавая записку, надо указать: вид молебна (благодарственный, о путешествующих и т.п.) и кому совершить моление (ко Господу Богу, Пресвятой Богородице). Если молебен заказывается святому (оному или нескольким), то надо указать его имя. Далее необходимо перечислить имена тех, за кого предстоит совершить молебен.

Следует помнить, что молебен это не волшебство. Каждый человек непременно должен и трудиться и молиться сам для спасения своей души и помощи ближним!

Святой мученик Вонифатий

Каждый вторник в нашем храме служится молебен с акафистом мученику Вонифатию. В этом выпуске предлагается житие мученика Вонифатия, которому особо молятся о преодолении страсти пьянства.

Святой мученик Вонифатий был рабом богатой молодой римлянки Аглаиды и состоял с ней в беззаконном сожительстве. Но оба они, предаваясь нечистоте и пьянству, чувствовали угрызения совести и хотели как-то омыть свой грех.

Аглаида узнала, что если с благоговением хранить в доме мощи святых мучеников, то их молитвами легче получить спасение. Она снарядила Вонифатия на Восток, где в то время шло жестокое гонение на христиан, и просила привезти мощи какого-либо мученика, чтобы он стал их руководителем и покровителем. Приехав в Киликию, Вонифатий пошел на городскую площадь, где мучили христиан. Потрясенный зрелищем страшных пыток, видя просветленные благодатью Господней лица святых мучеников, Вонифатий, по влечению своего сострадательного сердца, бросился к ним, целовал им ноги и просил святых молитв, чтобы и ему удостоиться пострадать с ними. Тогда судья спросил Вонифатия, кто он, Вонифатий ответил: «Я христианин», — а затем отказался принести жертву идолам. Его тут же предали на мучения, но силой Господней он остался невредим.

Тогда святой Вонифатий был приговорен к усечению мечом. Из раны истекли кровь и молоко; видя такое чудо, около полутысячи человек уверовали во Христа. Спутники святого Вонифатия, выкупив за большие деньги останки мученика, привезли их в Рим. Икона Свм Вонифатий

Накануне их прибытия Аглаиде во сне явился Ангел и велел ей приготовиться принять бывшего раба ее, а теперь господина и покровителя, сослужителя Ангелов. Аглаида призвала клириков, с великим почетом приняла честные мощи, а затем построила на месте его погребения храм во имя святого мученика и положила там мощи, прославившиеся множеством чудес. Раздав нищим все свое имение, она удалилась в монастырь, где провела в покаянии свои дни и при жизни стяжала чудесный дар изгонять нечистых духов. Похоронили святую близ могилы мученика Вонифатия.

Память святому мученику Вонифатию празднуется 1 января (по старому стилю 19 декабря)

Приходской листок составила Екатерина Силина