Приходской листок храма Покрова Пресвятой Богородицы с.Ендовище Семилукского благочиния
12 июля – День славных и всехвальных первоверховных Апостолов Петра и Павла
Подходит к концу Петровский пост, в течение которого христиане готовились к этому дню. 12 июля – день, когда, согласно преданию, главные христианские апостолы, «учителя среди учителей», Петр и Павел были казнены в Риме. Два столпа веры – два диаметрально противоположных характера: вдохновенный простец и неистовый оратор – приходят к единому окончанию своего земного пути. Что нам известно о них? Апостол Петр с самого начала Христова благовестия был рядом с Богочеловеком. Он видел множество исцелений и воскрешений, которые совершил Господь, он присутствовал и на Фаворе и в Гефсимании, причастился на Тайной Вечери и первый исповедал Христа Богом.
Но «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пc. 126, 1). Пока Сам Господь не обновил Симона, он не стал Петром. Троекратное отречение от Христа показывает, что человеческая немощь может быть достаточно велика. Но любовь Петра к Своему Учителю не погасла от такого предательства. Он говорит Христу: «Ты Сам знаешь, как я люблю Тебя» и это не пустые слова, потому как на них Господь отвечает словами полного доверия: «Паси овцы Моя» (Иоанн. 21).
Обновленный же Духом Святым, апостол Петр становится ревностным проповедником Евангелия и уже не страшится страданий и смерти, но восходит на крест вслед за Своим Божественным Учителем.
Апостол Павел впервые предстает перед нами гонителем христианства и участвует в первом в истории Церкви гонении на христиан – казни апостола Стефана. Ему, «фарисею из фарисеев», христианство видится опасной ересью.
Но любовь к Богу спасает его. Господь открывает ему истину, и из гонителя Павел становится наиболее плодовитым колосом Христовой нивы. Вся его жизнь становится живым свидетельством того, как Божия благодать может изменить душу, исполненную стремления всецело, без остатка служить Высшей Истине.
Апостолы Петр и Павел понесли огромные труды и претерпели неимоверные страдания.
Но при таком обилии благодатных даров в апостолах Петре и Павле, при непрестанно совершаемых ими чудесах, при откровениях, которые только им давал Господь, они сохраняли глубочайшее смирение и покаяние. Апостол Петр всю свою жизнь каялся в троекратном отречении от своего Учителя. И хотя Господь давно простил Петру его грех и троекратным вопрошением «Любиши ли Мя?» вернул ему апостольское достоинство, однако Петр никогда не мог забыть своей немощи. Есть предание, что каждый раз при крике петуха апостол Петр горько плакал, вспоминая происшедшее. Апостол Петр, который удостоился присутствовать при Преображении Господа, который своими бесчисленными трудами и страданиями за Христа доказал свою полную преданность Богу, – до конца своей жизни держал в памяти давно искупленную вину. Свидетельством его горячего покаяния является то, что апостол Петр просил распять его не как Христа, а вниз головой – как недостойного ученика.
Апостол Павел, некогда по своему неведению бывший гонителем Церкви Христовой, также всю жизнь каялся в своем юношеском заблуждении. В своих посланиях он называет себя «извергом», наименьшим из апостолов и недостойным вообще так именоваться, говорит, что все его бесчисленные чудеса произвел не он, а благодать Божия. Чтобы никому не быть в тягость, он при всех проповеднических трудах сам зарабатывал себе на кусок хлеба постройкой палаток. Апостол Павел, который был восхищен до третьего неба и слышал неизреченные глаголы, всегда очень смиренно думал о себе.
Поэтому, если мы не можем достичь такой крепкой веры, как у апостола Петра, чтобы ходить по водам и воскрешать умерших, если мы не можем стяжать такой божественной мудрости, как у апостола Павла, чтобы обращать своими словами тысячи людей ко Христу, то постараемся хотя бы подражать их нелицемерному покаянию и глубочайшему смирению.
Протоиерей Андрей Ефанов
Слово на Рождество Иоанна Предтечи
Рождество Иоанна, Пророка, Предтечи и Крестителя Господа нашего Иисуса Христа было предвозвещено Пророком Исаией еще за 700 лет до самого события: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис. 40, 3), а прославил его Сам Господь, Который назвал Иоанна Ангелом и сказал, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 10-11). Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас». Предлагаем вашему вниманию слово на Рождество Иоанна Предтечи митрополита Симона (Новикова), Рязанского и Касимовского (1928 – 2006). «Сегодня, в день памяти святого Предтечи Господня мы усугубим внимание на житии этого великого Угодника Божия и увидим, какая поистине величайшая милость Божия ниспосылается людям в лице праведников. Стоя на пределах двух Заветов, он, кажется, ничего более не видел, кроме двух предметов – это грехов человеческих, в которых утопал грешный мир, и Агнца Божия, вземлющего грехи мира. «Покайтеся, приближися бо Царствие Небесное», – взывает он к народу. Покаяние и вера в Христа Спасителя – это два необходимых условия достижения Царства Небесного.
Слезы покаяния — это благодатный дождь, который омывает всякую нечистоту душевную, и делающий способной душу к восприятию Божественной благодати. Поэтому призыв Предтечи к покаянию, призыв к исправлению, очищению от грехов действенен и для нас. Святой Иоанн Предтеча и ныне взывает к нам, как некогда взывал к израильскому народу: «Покайтеся, приближися бо Царствие Небесное». «Покайтеся.., и сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3, 10).
Будем же, возлюбленные о Господе отцы, братие и сестры, как можно чаще переноситься мыслью в пустыню Иоаннову, постараемся всегда носить в своих сердцах подвиги и светлый образ святого Предтечи Господня и будем молить его, чтобы он и в нас, как некогда в народе иудейском, уготовал путь Спасителю».
О второй заповеди Закона Божия.
2. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужищи им.
Не делай себе идола, ни какого либо изображения того, что на небе, вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землею: не покланяйся им и не служи им.
Второю заповедью Господь Бог запрещает идолопоклонство, то есть запрещает делать себе для почитания кумиры или идолы, или почитать подобия или изображения того, что мы видим на небе (солнца, луны, звезд), и что находится на земле (растений, животных, людей), или находится в водах (рыб). Господь запрещает поклоняться и служить этим кумирам, вместо истинного Бога, как это делают язычники.
С запрещением покланяться идолам и кумирам, никак нельзя смешивать православного поклонения святым иконам и мощам, в чем часто нас упрекают протестанты и разные сектанты. Почитая святые иконы, мы не считаем их богами или кумирами, они для нас только изображение, образ Бога, или ангелов, или святых. Слово икона греческое и означает образ. Поклоняясь иконам и молясь перед иконой, мы молимся не «материальной иконе» (т. е. краске, дереву, или металлу), а Тому, Кто на ней изображен. Всякий знает, насколько легче обращаться мыслью к Спасителю, когда видишь Пречистый Его Лик, или крест Его, нежели – когда перед тобою пустая стена или печка. Святые иконы даны нам для благоговейного воспоминания дел Божиих и святых Его, для благоговейного возношения мыслей наших к Богу и Его святым.
Не противоречит второй заповеди и почитание святых мощей. В святых мощах мы почитаем благодатную силу Божию, которая действует через мощи святых.
Для нас, христиан, идолопоклонство, в том виде, которому преданы все язычники, невозможно. Но зато, взамен грубого идолопоклонства, среди нас бывает более тонкое идолопоклонство. К такому идолопоклонству относится служение греховным страстям, каковы: любостяжание, чревоугодие, гордость, тщеславие и т. п.
Любостяжание, это – стремление к приобретению богатства. Апостол Павел говорит, что «любостяжание есть идолослужение» (Колос. 3, 5). Для корыстолюбивого человека богатство становится как бы идолом, которому он служит и поклоняется больше, чем Богу.
Чревоугодие, это – лакомство, объедение и пьянство. О таких людях, которые выше всего ставят чувственные удовольствия от еды и пития, апостол Павел говорит; что «их бог – чрево» (Филипп. 3, 19).
Гордость и тщеславие. Гордый и тщеславный человек чрезмерно высокого мнения о своих достоинствах, – уме, красоте, богатстве. Гордый чтит только самого себя. Свои понятия и желания он считает выше верховной воли Самого Бога. С презрением и насмешкой относится он к мнениям и советам других людей и не откажется от своих взглядов, как бы ни были они ложны. Гордый и тщеславный человек из самого себя (как для себя, так и для других) делает идола.
Запрещая эти тонкие пороки идолопоклонства, вторая заповедь тем самым внушает следующие добродетели: нелюбостяжание и щедрость; воздержание, пост и смирение.
Вопросы священнику
В этой рубрике печатаются ответы на вопросы, которые наиболее часто задают священнослужителям.
Как правильно причащаться и что для этого нужно делать?
В Таинстве Святого Причастия христианин теснейшим образом соединяется с самим Господом нашим Иисусом Христом, что способствует нашему духовному оздоровлению.
Для того, чтобы правильно причаститься, необходимо быть крещеным в Святой Православной церкви и иметь веру всему, чему учит наша Церковь. Для того, чтобы Причастие пошло нам на пользу, а не во вред, к нему надо готовиться: как минимум в течение 3 дней перед причастием надо соблюдать пост (не вкушать пищи животного происхождения; воздерживаться от разного рода развлечений, встреч и праздных разговоров). Все высвободившееся время надо посвятить на подготовку к исповеди, т.е. внимательно пересмотреть всю свою жизнь от момента последней исповеди (а для тех, кто собирается исповедоваться впервые — с семилетнего возраста до сего дня). Все те дела, слова и помышления, в которых совесть будет Вас упрекать, необходимо чистосердечно рассказать священнику на исповеди. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться. Накануне причащения надо быть на вечернем богослужении и прочитать дома, кроме обычных молитв на сон грядущий: Канон покаянный, Канон Богородице, Канон Ангелу хранителю, или Канон совмещенный, включающий в себя три перечисленных канона. Читается также Канон ко Причащению (он находится в Последовании ко Святому Причащению) и, кто пожелает Акафист Иисусу Сладчайшему. После полуночи (в т.ч. и утром) уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к таинству причащения натощак. Перед причащением необходима исповедь — вечером или утром, перед литургией. После причащения прочитываются Благодарственные молитвы по Святом Причащении.
Священномученик Власий
Каждый понедельник в нашем храме служится молебен с акафистом свм. Власию и Харлампию. В этом выпуске предлагается житие свм. Власия, которому молятся о благополучии в семейной жизни, о благословении Божием над домом, о помощи в житейских делах, об исцелении от болезней горла, о врачевании животных, о плодородии.
Свм. Власий, епископ Севастийский, жил в городе Севастии и известен своей праведной и благочестивой жизнью. Он был рукоположен епископом во времена царствования римских императоров Диоклетиана (284-305) и Ликиния (307-324) — жестоких гонителей христиан. Святой Власий укреплял своих пасомых, посещал заключенных, поддерживал мучеников. Многие христиане в то время скрывались от преследователей в пустынных и уединенных местах. Святому Власию также пришлось удалиться на гору Аргеос. Там он стал подвизаться в пещере. К нему приходили дикие звери и кротко ждали, пока святой окончит молитву и благословит их. Больных животных святитель исцелял, возлагая на них руки. Убежище святого было открыто слугами правителя Агриколая. Прославляя и благодаря Бога, призывающего его на подвиг, святой Власий последовал за воинами. По пути в город святой исцелял больных и совершал чудеса. Там его подвергли жестокому избиению и отвели в темницу.
На другой день святого опять подвергли мучениям, но он остался непоколебимым. Когда же его вели обратно в темницу, семь жен шли за ним и собирали капли его крови. Всех их схватили и пытались заставить поклониться идолам. Жены притворно согласились на это, сказав, что совершат перед этим очищение в водах озера. Они взяли идолов и утопили их в самом глубоком месте. Христианок стали жестоко истязать. Святые стойко переносили мучения, укрепляемые благодатью Божией. Семи святым женам отсекли головы.
Святой Власий снова был приведен к Агриколаю и опять непреклонно исповедал свою веру во Христа. Правитель приказал бросить мученика в озеро. Святой Власий, подойдя к воде, осенил ее крестным знамением и пошел, как по суше. Обратившись к стоявшим на берегу язычникам, святитель предложил им идти к нему по воде, призывая в помощь своих богов. На это дерзнули 68 приближенных правителя и все, войдя в воду, немедленно утонули.
Агриколай был в ярости от того, что потерял своих лучших слуг, и приказал обезглавить святого Власия, а с ним двух порученных его попечению юношей, детей мученицы. Перед смертью священномученик молился о всем мире и особенно о тех, кто будет чтить его память. (по матер. сайта Православие.ру)
Приходской листок составила Екатерина Силина