ПОКАЯНИЕ

<—страница назад                                   Содержание                             страница вперед—>

Скачать полный текст «Схиигумен САВВА — ПЛОДЫ ИСТИННОГО ПОКАЯНИЯ» (форматы — .doc, .pdf, .txt, .fb2, .jar, .jad)

О сколь милосерден и любвеобилен Господь! Он готов все и всем простить и терпеливо ждет нашего обращения, нашего искрен­него покаяния. Не количество ждет нашего об­ращения, нашего искреннего покаяния. Не коли­чество грехов и тяжесть их губит нас, а нераскаян­ное житие наше. Губит нас то, что мы откладываем свое покаяние, как говорится, в дальний ящик. Вот за это-то и гневается на нас Господь. Св. апостол Павел пишет: «Но по упорству твоему и нераскаянному сердцу ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, который воздаст каждому по делам его» (Рим. 2, 5—6).

Господу хочется всех спасти и даровать всем вечное блаженство, а мы упорствуем, коснеем в своих грехах и на покаяние смотрим сквозь пальцы. Злая сила разными способами отвлекает от покаяния, но чаще всего покаяние откладыва­ют по нерадению и ложному стыду. А ведь от­кровенно говоря, надо стыдиться и страшиться грешить, а когда уже грех совершен, тогда надо открыть его и сознаться в нем, потому что рано или поздно грех выявится, если не в этой жизни, то в будущей, и тогда будет страшно и стыдно не только по причине греха, сколько от неразумной скрытности.

Быть грешником — это общее несчастие. Нет ни одного человека без греха. Один только Бог безгрешен. Если человек не делом грешит, то словом, если не словом, то помыслом. Мы зачи­наемся в беззакониях и рождаемся во грехах, так что в самой природе своей мы растленны, поэто­му слабы, немощны, страстны, поползновенны на все злое, на всякий грех, так что не надо стыдить­ся каяться.

Есть такие христиане, которые не каются и не причащаются по другой причине. Они забыли о милосердии Божием и о покаянии и рассуждают по человеческому суждению: дескать, я такой ве­ликий грешник, что Господь ни за что мне не простит. Это уже отчаяние — смертный грех. Никогда не надо забывать, что нет греха непро­стительного, кроме греха нераскаянного, т. е. нет такого греха, который бы Господь не простил, если человек в нем кается.

Самое же страшное — это когда не имеют нужды в покаяний, возомнив о себе, что они праведные и что спасутся без покаяния. Как бы мы ни жили праведно и свято, мы не можем совсем не грешить, пока живем в теле, и потому нас никогда не должно покидать покаянное чувст­во. Умом своим мы всегда должны держать себя в аде, т. е. искренне должны считать себя хуже всех и достойными ада, но только не отчаиваться.

Господь не входит в сердце человеческое, пока оно полностью не очистится покаянием. И только когда человек сознается в своих беззакониях, хоть и в малых грехах, когда судит себя и с глубочай­шим сокрушением сердца навсегда оставит грехи свои, и в то же время будет считать себя великим грешником, только тогда Господь посетит сердце и исполнит его миром, радостью и любовью.

Обычно человек старается умалить грех свой и представить его менее достойным осуждения, чем он есть на само деле, и тем вредит душе своей. Ведь грех — это единственная причина, которая отдаляет нас от Бога и заграждает от нас Его любовь. Значит, чтобы приблизиться к Богу, надо в своем воображении не умалять грех и гу­бительное действие его, а наоборот, надо пред­ставить его в самых черных красках. Надо пред­ставить, что любой грех, как большой, так и ма­лый, ведет к вечной гибели. По сути дела, так оно и есть.

Грех перед лицом Бога есть мерзость, и Гос­подь отворачивается от всякого, кто делает грех. Господь требует и от нас, христиан, чтобы мы были святыми, чтобы мы жили свято, подражая Ему во всем. А мы довольствуемся такой жиз­нью, которая свободна от грубых преступлений, от самых больших смертных грехов, а на другие и внимания не обращаем. Господь ждет он нас покаяния. Пойдем же, друг мой, на зов Его.

Покаяние — это основа нашего спасения, по­этому пренебрегать им нельзя. Святое таинство покаяния есть купель, в которой грешник очища­ется для неба. При крещении мы рождаемся во­дою и Духом Святым, при покаянии мы возрожда­емся слезами и Духом Святым.

Покаяние — это обращение к лучшему, это начало святой и непорочной жизни. В ком есть вера и истинное, искренне покаяние, в том, значит, есть и решимость оставить грех, на том пребыва­ет благодать Господа нашего Иисуса Христа, очи­щающая грехи чрез духовных пастырей.

Преп. Ефрем Сириянин так говорит: «Раская­ние есть великое горнило, которое принимает в себя медь и претворяет ее в злато, берет свинец и отдает серебро».

Для поддержания и усиления этого чувства церковь дает руку помощи, направляет человека на путь таинства очищения в грехах своих. Таинство это отсекает от человека греховную часть его души. Таинством этим истребляется прошлое, и поэтому им же истребляется то, что для челове­ка бедственнее, чем самый грех, — им истребляет­ся отчаяние.

Итак, милосердный Господь прощает всякий грех, поэтому не надо отчаиваться, не надо сты­диться высказывать грехи свои и не надо умалять их, а надо со слезами раскаяться и Господь про­стит их.

Желающий приступить к таинству покаяния и к таинству причащения приготовляется говением, т. е. молитвою и постом. Раскаяние в грехах он выражает со страхом пред священником сло­весной исповедью или пишет на бумаге, если ис­поведник глухонемой и по другим причинам. Че­рез священника исповедник получает прощение грехов. Иногда священник налагает на него епитимию, т. е. наказание за большой грех.

Самым важным моментом таинства является чтение священником разрешительной молитвы, когда он конец епитрахили возлагает на голову кающегося.

Всем нам хочется спастись, но мало кто думает и по-настоящему заботится о своем спасении. В Раю всем хочется быть, а трудиться и принести добрые плоды для своего спасения всем в тягость. Вот поэтому-то дело спасения и не подвигается вперед. Мало кто быстро возрастает духовно, желание спастись у многих так и остается желани­ем, на словах… А Господу не слова нужны, а дела!

Каждый знает, что только узкий, тернистый и прискорбный путь ведет ко спасению, а широ­кий и пространный путь угождения своим грехов­ным желаниям ведет к погибели. Но по своей беспечности люди забывают об этом. Грех сладок и увлекателен, и почти все отдаются ему охотно без размышления, без рассуждения, не хотят, под­умать о последствиях греха, а ведь каждый из нас знает, какие ужасные последствия бывают за гре­хи в этой жизни: болезни, скорби, всевозможного рода напасти. В будущей же, загробной, жизни за нераскаянный грех душа содержится во аде.