ОСУЖДЕНИЕ

<—страница назад                                    Содержание                             страница вперед—>

Скачать полный текст «Схиигумен САВВА — ПЛОДЫ ИСТИННОГО ПОКАЯНИЯ» (форматы — .doc, .pdf, .txt, .fb2, .jar, .jad)

Господь сказал: «Не судите, да не судимы будете». Вот самый легкий способ, как мы можем избавиться от вечного осуждения, от погибели. А мы забываем слова Христовы и как только соберемся двое-трое, так и начинаем раз­бирать чужие дела: тот пьяница, тот злодей, а тот вор и развратник, муж не любит жену, мачеха бьет падчерицу и т. п. И так увлекаемся беседой, что не хочется расставаться. Мы видим, как собе­седнику нравится наш разговор, стараемся, в уго­ду ему, припомнить самые мелкие детали, кото­рые, как нам кажется, доказывают виновность тех, кого мы осуждаем. Собеседники нам кажутся рассудительными, приятными людьми, с которы­ми можно «душу отвести». Есть такое выражение: «душу отвести». А куда? В ад, конечно.

Про духовную беседу говорят иначе. Говорят, разговор с этим человеком услаждает душу. А ес­ли разговор не услаждает душу, а отводит… от благочестия, значит, собеседники толкают друг друга в ад кромешный. Человек сам грешит и другого наводит на грех. Вот ведь как страшно!

Почему Господь так строго спрашивает за осу­ждение? Да потому, что этим мы противимся Его святой воле. Иисус Христос пришел в мир для того, чтобы грешного спасти, а мы без всякого сострадания бьем их словом и делом, и тем губим их. Сами того не замечая, мы подражаем бого­противным бесам и помогаем им губить себя и ближних, когда выставляем грехи их и доводим друг друга до осуждения.

Ведь, по сути дела, что такое грех? Это тяже­лая, опасная, мучительная болезнь души, а душе­вная болезнь тяжелее, хуже телесной болезни. Те­ло как бы тяжело ни болело, болезнь эта времен­ная, со смертью она исчезает, а болезнь души, т.е. нераскаянный грех, переходит с нами в веч­ность.

Грех — это грязь, мрак, зловоние, мерзость… Суди сам, может ли душа войти в Царство небес­ное, если она больна? Не только мы с тобой, но и каждый скажет, что, пока душа не выздоровеет, пока не очистится, она не может насладиться вечной радостью. А Господу жалко нас, жалко грешников — душевных страдальцев. Ему хочет­ся, чтобы все христиане спаслись, поэтому Он призывает к покаянию, которое как универсаль­ное лекарство лечит всякую болезнь души, всякий грех.

Мы же противимся воле Божией и вместо того, чтобы посочувствовать душевно болящим греш­никам и со слезами умолять Господа о помилова­нии их, чтобы Господь призвал их к покаянию и очистил души их, мы своим осуждением усили­ваем их болезнь, делаем их худшими, еще более раздражительными, ожесточенными, закоренелы­ми, и нередки случаи, когда повторяют грех как бы только назло тем, кто их осуждает. Вот и по­лучается, что одним ударом мы убиваем сразу двух зайцев. Зайцев ведь грех убивать ради заба­вы; всякое дыхание да хвалит Господа! Ну разве только шкурки ради… А бывают случаи, когда убивают их, как говорится, от нечего делать.

Избави, Господи!

И вот одним словом осуждения мы сами себя и их, если они раздражаются, готовим вечному огню; убиваем в себе добродетель, благодать от­ходит, и усиливаем душевную болезнь и мораль­но убиваем тех, кого осуждаем. Каждый из нас на себе испытал, как тяжело бывает переносить осу­ждение и клевету, но кто вразумляется этим опы­том? Сами страдаем от других, осуждающих нас, и сами же заставляем страдать ближних по той же причине. Вот за такое неразумие и наказывает нас Господь, за нашу жестокость и черствость Он отнимает благодать. Мы сами себя черним греха­ми, отталкиваем от себя спасение, делаемся непо­требными в очах Божиих.

Господь говорит: «Милости хочу, а не жерт­вы». Иной много молится Богу и мало ест хлеба, ночи проводит в бдении и вериги носит, а сам такой злой, что ни единого слова противного терпеть не может. Кичится, величается внешними своими делами, а Господь ждет от нас прежде всего внутреннего исправления. Господу нужно сердце чистое, сердце, милующее всех, не осуж­дающее, любвеобильное. Если б человек сердце свое смог хранить чистым, на нем бы исполни­лись пророческие слова Господа: «Говорю же вам истинно: есть некоторые из настоящих здесь, ко­торые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие» (Лк. 9, 27). А когда подвиги совершаются для своей славы, а не во славу Божию, то это не угодно Богу и во вред самому себе. Человек начинает тщеславиться своими подвигами и до­брыми делами, как фарисей, поэтому и осуждает других. Между прочим, Египетские старцы так боялись тщеславия, что ради него избегали до­брых дел. Конечно, происходило это на опреде­ленном этапе мудрой работы над собой, а тот, кто смотрит только на свои грехи и не видит добрых дел, тот не станет осуждать других, а ког­да увидит согрешающего, скажет: «Я хуже его, помоги нам, Господи, спастись!»

Чтобы не впасть в фарисейство, полезно делать добрые дела в тайне от других и даже от самого себя, т. е. так, чтобы левая рука твоя не знала, что делает правая; сделать как бы мимоходом, как бы между прочим, и тут же забыть навсегда, пускай знают только Бог и небожители.

Осуждение очень опасно и тем, что грех осуж­даемого переходит на осуждающего. Помню, был такой случай. Подходит старушка и говорит: «Ба­тюшка, помолитесь! Что за напасть? В молодости не чувствовала я такой страсти плотской, как сейчас. Что со мной?!» «Значит, ты осудила блуд­ника. Было такое?» «Было, батюшка, было! Со­седку осудила…» «Ну вот, — говорю, — теперь кайся и проси у нее прощения. Не отчаивайся, пройдет». И действительно, как только она сказа­ла это соседке и искренно попросила у нее проще­ния, так все и утихло. Вот даже такие случаи бывают. Грех не разбирает возраста. Осудила — получай то же. Жестокость проявила к боля­щей, — проболей сама, чтобы потом стала мило­серднее. Это тоже милость Божия, ведущая нас ко спасению. Старушка рассказала потом, что этот случай сразу отрезвил ее. «Как рукой сняло! Как топором отрубило… Вижу, кто грешит, а сама себе говорю: Я ничего не вижу. Хватит мне своих грехов, чужих не надо».

Попробуй, мой друг, воспользоваться ее опы­том. Как придет помысл осуждающий, так гово­ри себе: «Зачем мне чужой грех? От своих не знаю, как избавиться!»

Существует такой закон в духовной жизни: как осудишь кого, так непременно впадешь в такой же грех. Многие познали этот закон опытом жиз­ни, а некоторые впадают в новые неизведанные грехи и удивляются, не хуже этой старушки: от­куда такая напасть? В таких случаях надо скорее припомнить, кого осудил, найти этого человека, исповедать перед ним свой грех и попросить про­щения, а потом исповедать грех духовному отцу, и тогда Господь простит, снимет этот грех.

Как заманчиво, как легко подметить чужой грех, недостаток и осудить человека. Это потому, что мы ублажаем свою страсть — тщеславие. В это время на фоне чужого греха мы кажемся себе лучше, чем другие, чуть ли не великими. Это лишь эффект, мы с негодованием обрушиваемся на бедного, несчастного грешника и за глаза, и в глаза: «Как тебя земля держит, не поглотила до сих пор? Как жена не прогонит пьяницу та­кого?»

— «Муж изменил? У-у! С таким бы я в два счета расправилась! Ну и глупая, что терпит!»

— «Как крольчиха плодовита! Сама нищая… какого по счету принесла! Ну вот… Надо прежде научиться жить, а потом и замуж выходить!»

В порыве своего мнимого величия и всезнайст­ва человек теряет границу допустимого, ум его помрачается, и он перестает распознать грех и благочестие. Никого уже не щадит: ни греш­ника, ни праведника. Всех подряд судит и рядит, широким жестом чужую беду одной рукой раз­водит… а вот к своей-то страшной беде (опас­ность гибели за осуждение) ума не приложить.

Тяжелый грех — осуждение грешника, а осуж­дение праведника — еще более тяжелый. За этот грех Господь сразу наказывает.

Мелхолла, жена пророка и царя Давида, посме­ялась над мужем — лишилась благословения ро­дить детей! Мариам, сестра пророка Моисея, осу­дила брата — покрылась проказою, а Ханаан даже проклят был за то, что осудил своего дедуш­ку, праведного Ноя, и посмеялся над ним.

Вот как страшно! А многие думают: «А! Пустя­ки! Подумаешь — слово сказал!»

Нет, это не пустяки! Расплата будет суровая для тех, кто так живет. Нельзя не только осуж­дать, но даже мыслить худое о человеке. Унизи­тельная мысль противна Богу, и Он наказывает за нее, особенно когда осуждают и уничтожают пра­ведников, а их часто бывает трудно распознать, потому что свое бесстрастие они утаивают под покровом противной страсти. Поэтому надо быть очень осторожным во всем. Не надо забывать и то, что раскаяние уничтожает как злые, так и добрые дела, поэтому никогда не сожалей о со­деянном тобою добре.

Да, страшно осуждать! По сути дела, мы судим самих себя, потому что каким судом судим дру­гих, таким и сами судимы будем, и даже более строго. Вот представь себе: мы с тобой в раз­говоре унижаем, осуждаем грешника, а Господь в это время принимает его покаяние и прощает, а может, давно уже простил его грех. Бог опра­вдывает, а мы обвиняем… значит, мы делаемся богопротивниками, антихристами, присваива­ющими себе власть Христову. Вот как страшно!

У Бога милости много. Сегодня грешник — друг сатаны, а завтра покается и сделается другом Божиим. Неизвестно, какой конец жизни будет его и наш. Разбойник людей убивал и взо­шел с Господом в Рай, а Иуда считался три года учеником Христа и попал в ад.

Итак, всеми силами избегай греха осуждения.

Последствия этого греха ужасны: им разрывается союз друзей, между родственниками проскальзы­вает ненависть и ссоры; укореняется ненависть в людях, ничего плохого друг другу не сделавших.

Бери пример с Иисуса Христа. Ни единого человека Он не осудил из тех, кто грешил по немощи своей, одних только фарисеев-лицемеров строго обличал, ибо они сами не шли ко спасению и другим препятствовали. Со всеми Христос был ласков, обходителен, внимателен, чуток; всех утешал, всем помогал.

Когда приходит помысел осуждений, вспоми­най распятого Христа и Его слова: «Отче! отпусти им, ибо не знают, что делают». Такими словами и ты молись за осуждающих, потому что те, кто судит и рядит, тоже часто не знают, что часто осуждают не за грех, а за добродетель.

Ну, например, осуждают за гордость смирен­ного человека только потому, что он не хочет с ними разговаривать (празднословить и осуж­дать), или осуждают благочестивых супругов за многодетность и т.п. Такие примеры бесчислен­ны, особенно когда праведники юродствуют. Мы очень часто ошибаемся в своих суждениях: кто не заслуживает похвалы, того мы хвалим, а кто до­стоин похвалы и чести, того мы порицаем и осуж­даем. Как это ужасно! Имей сострадательную душу, будь ко всем снисходителен, и ты не будешь осуждать.