ОБРАЗ БОЖИЙ

<—страница назад                                     Содержание                             страница вперед—>

Скачать полный текст «Схиигумен САВВА — ПЛОДЫ ИСТИННОГО ПОКАЯНИЯ» (форматы — .doc, .pdf, .txt, .fb2, .jar, .jad)

Вот ты пишешь: «Я — образ Божий». Припо­минается мне, как одна девица тоже так, возмущаясь на подругу, говорила: «Батюш­ка, я бы не огорчилась на нее, но ведь в моем лице поруган образ Божий».

Одна и та же болезнь, одни и те же симптомы… Пришлось тогда ее строго обличить. Говорю: «У тебя просто больное самолюбие, кайся». Она на­чала оправдываться, стала доказывать свою пра­воту. Тогда я вынужден был сказать: «Ну что же, давай глубже разберемся, так ли это? Хорошо, предположим, ты права, но отнесись и к себе строже, как посторонний судья. Посмотри на себя со стороны, чем ты-то можешь похвалиться?»

Внешний образ Божий дан тебе Богом. Не по своей воле ты родилась человеком, а не живо­тным… Господь почтил тебя Своим образом и подобием. Благодаришь ли ты Его — Своего создателя и Благодетеля? При крещении ты полу­чила всеосвящающую благодать Святого Духа и приобрела право быть наследницей Богу. Цар­ство Небесное было предопределено тебе, если бы ты была истинной христианкой, если бы жила по закону Божию и не искажала Его святой образ. Но ты, как фарисейка, кичишься своей мнимой праведностью, а не деле… Посмотри, как ты искажаешь образ Божий в самой себе: ходишь с непокрытой головой, когда по закону и по благочестию не положено ходить без платка. Одежду и обувь покупаешь дорогие — нет скромности. Следишь за модой, а это грех. Видишь, сколько у тебя отклонений? Это только по внешности. Если же заглянуть внутрь, в серд­це?»

Даже не хочется тратить время на перечисление всех добродетелей, которые мы, христиане, обяза­ны иметь и не имеем, и на перечисление всех страстей и пороков, которых не должно быть в нас, но они в нас процветают. Уж против этого, думаю, ты не будешь возражать?

Так вот, видишь, как образ Божий поруган в тебе тобою! Почему же ты не кричишь: караул, погибаю! Почему со слезами не умоляешь Бога и Матерь Божию о помощи, о своем спасении? Почему не возмущаешься против себе так же, как возмущаешься против нее? А ведь тобою образ Божий поруган больше, чем ею, и внешне, и внут­ренне. Ты не подражаешь христианским доброде­телям и ежедневно распинаешь Христа. У тебя нет ни смирения, ни терпения, без конца роп­щешь: тот косо посмотрел, тот не сделал по-тво­ему, тот обидное слово сказал, тот не поздравил с днем Ангела, а тот даже на поклон не ответил…

Итак, все дни у тебя уходят на пустые разговоры, размышления и огорчения.

Господь повелел непрестанно молиться, но ты ведь не можешь эту заповедь выполнять: «Тебе некогда!..»

Довел девицу до слез. Вижу, слезы не от огор­чения, а покаянные. Думаю: ну и хорошо. Пуская привыкнет сокрушаться о грехах, это полезно.

Тебе, Д., тоже следует сокрушаться о том же: одинаковое лекарство от одной болезни.

Мы с тобой остановились на одной заповеди Божией: «Блажени нищий духом». По остальным заповедям ты сам себя испытай. Проверь, соот­ветствуешь ли ты званию христианина?

Христос сказал: «Блаженны плачущий (о своих грехах); блаженны кроткие, смиренные, праведные, любвеобильные, милостивые, чистые душой и телом, живущие со всеми мирно».

А ты тоже видишь, как фарисей! Что плохого я сделал ей? Это значит: я, батюшка, хороший, а она плохая. А Господь возьмет и оправдает ее ради покаяния или ради молитвенного ходатайст­ва за нее, а тебя осудит за горделивые помыслы и за осуждение… Вот останешься ты такой «хоро­ший» в кавычках при своих, как говорится, ин­тересах — без благодати. А кто виноват? Только сам, винить некого. Свои грехи ты прикрываешь благовидным предлогом: пишешь, я — образ Бо­жий. Вот Христос — образ Божий по плоти, а по Духу — Сам Бог! Но он не возмущался, когда Его унижали, оскорбляли, плевали в Его пречистый Лик, били и даже приговаривали ко Кресту. Он никого не упрекал, а с любовью молился Богу-Отцу за Своих распинателей.

Вот когда мы поработаем над своим внутрен­ним человеком, когда и внешне, и внутренне бу­дем подобны Иисусу Христу и Божией Матери, тогда мы вправе будем сказать: я образ Божий, а пока мы только прах и чернь, а не люди. Понят­но? Не смущайся и не обижайся за резкость тона — такое лекарство эффективнее.

Отец духовный не должен быть только ласка­телем. Обличай, увещай, но спасай!