НЕНАВИСТЬ

<—страница назад                                     Содержание                             страница вперед—>

Скачать полный текст «Схиигумен САВВА — ПЛОДЫ ИСТИННОГО ПОКАЯНИЯ» (форматы — .doc, .pdf, .txt, .fb2, .jar, .jad)

Как любовь в законе Божием является на­ивысшей добродетелью и спасает душу, так и ненависть, один из самых тяжелых грехов, губит душу. Апостол говорит, что, кто ненавидит брата своего, тот человекоубийца есть, тот пребы­вает в смерти, тот ненавидит Самого Бога. Загроб­ная участь их ужасна: они будут мучиться вместе с чародеями и разбойниками, которые губят лю­дей.

Грех ненависти очень распространен, и мало людей, свободных от этого греха, как и от осуж­дения. Ты удивлен? Не удивляйся, друг мой! Кто не стяжал истинную христианскую любовь к ближ­нему, тот не свободен от ненависти, только грех этот настолько мерзок, что люди сами себя сты­дятся, когда он проявляется, поэтому ненависть — один из тех грехов, который тщательно скрыва­ется от постороннего взгляда и, к сожалению, даже от самого себя. Обманывают себя, будто ненави­сти нет, не каются в этом грехе, поэтому грех, притаившись, живет и здравствует до времен, пока не выявится в болезненном приступе психоза. И тогда и окружающие не узнают человека, и человек сам себя не узнает:

— «Откуда это?.. Что со мной?»

— «Помилуйте, неужели это та тихая, кроткая женщина, какой мы знали ее? Невозможно! Что с ней?»

Как с цепи, срывается человек, подверженный страсти ненависти. Он подобен пьяному человеку, потерявшему здравый рассудок. Он становится не­вменяем. Самые грубые и жестокие слова вылета­ют из его уст, он готов в клочья разорвать челове­ка, который вывел его из равновесия… В таком состоянии родители проклинают детей, дети — ро­дителей, даже до убийства доходят.

Ты думаешь, Д., что таких людей можно изле­чить пилюлями и микстурой? Нет, друг мой! Толь­ко любовь к ближним и смирение излечивают эту болезнь, этот тяжелый душевный недуг — нена­висть.

Если нервнобольной человек пожелает изле­читься от недуга своего, он должен каждый день ущемлять себя во всем и вместо того, чтобы гло­тать пилюли из химикатов или растений, должен проглотить пилюли насмешек, напраслины, всяко­го рода огорчений от каждого человека. Это тяже­ло… Да, тяжело! Но разве болеть легче? А самое главное: какие страшные последствия этого греха. Я взял крайность, когда грех ненависти выявляется в виде приступа, а другие виды описывать, думаю, нет необходимости. Стоит только каждому повни­мательнее рассмотреть все свои действия и поступки по отношению к другим, как непременно, почти каждый, найдет в себе признаки этого греха в той или иной степени.

Ты можешь возразить на это такими словами: «Никогда ни к кому я не питал ненависти, хотя и любовью не пылаю к каждому встречному».

Вот-вот, друг мой! Кто не пылает, иными слова­ми, в ком нет любви к каждому встречному, в том живет грех ненависти, но он или ослаблен, или дремлет до случая, завуалирован, так что ни сам человек этого не замечает, если он не живет внут­ренней жизнью, ни окружающие не замечают это­го, потому что понятие о грехе ненависти искажено почти у всех.

Мы привыкли считать, что ненависть выявляется только в тех случаях, когда, положим, разъяренный муж в припадке ревности убивает свою жену и со­перника, или отвергнутый жених, затаив злобу, тайно поджигает дом новобрачных, или обесслав­ленный клеветой человек взаимно изрыгает хулу или клевету, тайно или явно и т. д. И если у нас нет таких проявлений, то мы считаем себя чистыми от этого греха. Но так ли это? Всем известно, что грехи: злоба, ненависть и месть — неразрывны между собой, они составляют как бы единое целое, и в ком есть злоба, т. е. раздражительность, в том значит есть и ненависть. В доказательство приведу тебе несколько коротеньких примеров.

Чтобы не утомлять тебя бесчисленными фак­тами из мирской семейной жизни, возьму несколь­ко примеров из благочестивой обстановки, когда мы находимся в церкви, когда у нас не должно быть и тени греха ненависти. А что мы видим? Подслеживание, подслушивание, доносы, упреки, разные язвительные слова, насмешки; иной кре­стится, толкая соседа; иной идет напролом и жмет так, что у бедных старушек кости трещат, не смот­рит, что детей давит…

В церковь вошли туристы — в сердце появляет­ся раздражение, многие думают, а иные и говорят: «Что ходят без толку… Сами не молятся и людям мешают молиться». А ведь, откровенно говоря, кто усердно, со вниманием молится внутренне, тому никто и ничто не может помешать. На святых Отцов целые полки демонов устремлялись, види­мым образом, криками, страшными звуками и шу­мом устрашали, даже келию колебали, казалось, обрушится и насмерть задавит, и то они остава­лись непреклонными в молитве, им ничего не ме­шало. Если кому-то что-то мешает или кто раздражается, злобствует — в том есть грех ненависти.

Внутренне мы должны работать над собой в том направлении, чтобы в помыслах у нас не было разбора: каковы он, она, они. А во всех случаях надо взор свой обращать только на себя, если появилось раздражение.

Вот например: вошли туристы во время чтения св. Евангелия, шаркают ногами, заглушают слова Священного Писания… Ну кому это понравится? Невольно в душе появляется недовольство… Сразу лови себя на этом. Ах, дескать, злобная душа! Тебе не нравится?.. Тебе одной надо спасаться, со всеми удобствами, а другие пускай погибают? Да? А мо­жет, именно сегодня благодать коснется души их, может быть, сегодня на сердце их падет то зерныш­ко благочестия, которое даст плоды обильнее, чем твои. Чем ты сама-то можешь похвалиться? Что пришла в церковь? Отдохнуть! Ведь ты пришла не на подвиг, если тебе кругом все мешают, если за всеми ты все замечаешь… Ты пришла развлечься? Признайся! С ножом к горлу приступай к душе своей и не давай ей опомниться, пока не смирится; не давай ей возможности оправдаться, устрашай ее гневом Божиим, чтобы она обрела страх Божий, это неоцененное сокровище в деле спасения. Скажи ей: молчи, не укоряй вошедших, потому что твое слово может оказаться соблазном для них, и ты можешь оказаться причиной их погибели… Не из­бежишь и ты этой участи, если это случится.

Действительно, сколько, оказывается, мы душ губим своим соблазнительным поведением, собла­знительным словом! Хоть бы в том только, что наводим на грех осуждения, не говоря о прочем. А кто по-настоящему, осознанно, со всею искрен­ностью кается в этом грехе?

И вот когда ты станешь столь тщательно разби­рать каждый свой шаг, каждое слово, тогда тебе не понадобятся доказательства того, что почти каж­дая душа, за исключением смиренных, одержима страстью ненависти в той или иной степени.

Как все добродетели в виде лучей исходят от одного центра — любви, так множество грехов исходят от одного центра — ненависти.