МОЛЧАНИЕ

<—страница назад                                     Содержание                             страница вперед—>

Скачать полный текст «Схиигумен САВВА — ПЛОДЫ ИСТИННОГО ПОКАЯНИЯ» (форматы — .doc, .pdf, .txt, .fb2, .jar, .jad)

Мудрый христианин всегда молчит, пото­му что знает, что язык хоть и мал и мя­гок, но больно ранит и пронзает сердце, а самое главное — губит душу.

Священное Писание говорит нам: «Кто скажет: безумный ты, тот подвержен будет геенне огнен­ной». (Мф. 5, 22).

«Как часто бывает, что в разговоре, если и не употребляют слово «безумный», то другими сло­вами высказывают ту же мысль. На здорового человека говорят: «Что с него взять! Что он понимает!» или «У него с головой не все в поряд­ке!» и другие реплики.

Может быть, и в твоем разговоре, Д., проска­льзывает такое унижение человека? Избави Бог! Это очень большой грех.

Если встретится тебе что-нибудь непонятное в вере, то не досаждай прекословием тому, кто объясняет тебе, но молчи и молись и терпеливо жди, когда Господь сподобит тебе уразуметь это. Придет время, когда познаешь это не только от слова, но и опытом жизни. Если какое-нибудь твое дело веры и любви подвергнется преврат­ным суждениям и нареканию со стороны ближних — молчи, не выявляй свою добродетель, не опра­вдывайся перед людьми, чтобы не потерять на­грады, но помолись Богу, и Он оправдает тебя и вознаградит.

Если тебя постигнет бедствие и скорбь — мол­чи, никому не жалуйся, не ропщи, не плачь, но спокойно, благодушно перенеси напасть и этим докажи, что в тебе нет упорства и непокорности судьбам Всевышнего, но что ты с готовностью покоряешься Промыслу Божию.

Если временная жизнь твоя бывает столь бла­гополучна, что сердцу трудно вместить своей ра­дости и блаженства, если ты летаешь на крыльях от счастья… хочешь любовью своею обнять весь мир и рассказать всем о своей радости — молчи, и только возноси благодарственные мольбы ко Господу. Тебя могут не понять и соблазниться, наведешь на грех осуждения или незаметно для себя впадешь в тщеславие и потеряешь благодать, потеряешь радость. Молчи!

Молчание есть корень безгрешности, потому старайся как можно больше молчать. Если спро­сят тебя — скажи кратко, а если никто не спраши­вает — молчи, ибо молчание приводит к тихой, мирной и малогрешной жизни. Если даже случит­ся тебе быть в обществе благочестивых и богомудрых христиан, то все равно любо более слушать, нежели говорить. Ну, а если тебе крайне необ­ходимо говорить, то говори о всем правду открыто, без всякой двусмысленности, потому что двусмысленность — это почти то же самое, что ложь, а ложь приводит к геенне. Лучше потерпеть скорбь за правду, чем говорить ложь. Кто лжет и обманывает, тот Бога презирает, а людей боит­ся; но таких и люди презирают и не верят им, когда они даже говорят правду.

Не давай обещаний, когда не уверен, что выпо­лнишь их, но если пообещаешь что—либо, то приложи все старание, чтобы выполнить обещан­ное. Лучше дела без слов, чем слова без дел, ибо благодать дается не тому, кто говорит, а тому, кто хорошо живет и добрые дела творит.

Ни перед кем не выказывай себя, что ты умнее и лучше других, ни с кем не спорь, никому не объясняй своих нужд, кроме крайней необходимо­сти; ни с кем не говори о своих делах, которые могли бы показать тебя или великим, или пре­зренным, и никого не осуждай, но себя только считай во всем виноватым и безответным. Если все это будешь выполнять, то незаметно для себя будешь восходить по лестнице добродетелей, а ес­ли не будешь воздерживаться от слов и не будешь нудить себя к молчанию, то много-много придет­ся тебе поскорбеть в жизни и длинным, окольным путем будешь идти к духовно-нравственному со­вершенству. И Священное Писание говорит об этом: «Если кто думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, у того пустое благо­честие» (Иак. 1, 26). Еще Христос сказал: От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 37), так что если ты не можешь или не хочешь хранить молчание, то говори только то, что служит для назидания в вере, чтобы слова твои доставляли благодать слушающим.

Если бы мы говорили только доброе, святое, божественное, если бы мы научили неведающих, вразумляли, блуждающих, увещевали коснеющих во грехах, утешали печальных, учили детей всему доброму, то мы были бы благочестивыми учи­телями и утешителями. Здравые, разумные, по­лезные и богоугодные слова бывают нам не в осу­ждение, а в оправдание, и даже награда за них посылается от Господа, ибо это главная доброде­тель христианская (Мф. зач. 11, ст. 19).