Вознесение Господне и День Святой Троицы (Пятидесятница)

ПокровПриходской листок храма Покрова Пресвятой Богородицы с.Ендовище Семилукского благочиния

Вознесение Господне и День Святой Троицы (Пятидесятница)

Вонесение Господне

Жизнь земная не может длиться вечно и не она является целью наших заветных устремлений, мы здесь всего лишь гости, странники, те, кто совершают свое восхождение в вечность. И вот, по прошествии сорока дней по Воскресении, Господь Своим Вознесением указал нам путь этого восхождения.

Казалось бы, Господь мог просто исчезнуть, попрощавшись с учениками, мог растаять красиво в воздухе, но он повелел учениками взойти на гору Елеонскую, и уж там предстал перед ними, а затем и вознёсся. И, думается, в этом восхождении, всецелом устремлении ввысь заключён сокровенный, глубокий смысл.

Всем нам надлежит вознестись над суетой, над треволнениями, над заботами житейскими, переступить через свой человеческий страх, — страх, в общем-то, ложный, — который твердит нам: «Какая молитва, какое вознесение, посмотри  вокруг, нужно вгрызаться в эту земную твердь, цепляться когтями, чтобы жить, существовать, отвоёвывать своё место под солнцем!» Это очень естественное, «душевное» чувство. Но не зря апостол Павел говорит, что человек душевный не принимает того, что от Духа Божия. Наша «естественность» входит в непримиримое противоречие со «сверхъестественным» призывом к совершенству. Господь говорит нам: «Ищите прежде Царствия Божьего и правды его», а что есть, что пить, во что одеваться – это всё приложится вам.

Мы же делаем прямо противоположное: именно настойчиво и усердно ищем что нам есть, что пить, во что одеваться, ну а Царствие Божие – думаем, — уж как-нибудь само собой приложится… Увы!  Мы переворачиваем с ног на голову Божью заповедь и даже не осознаём этого! Вместо восхождения к Богу, мы хотим, чтобы Он сошёл в наш мрак и «благословил» его, именно не изменил, не рассеял, а «утвердил», санкционировал, оставив всё как есть… Мы настойчиво и упрямо творим «бога» по своему образу и подобию, и хотим жить только так, как нам

нравится, как нам хочется, как нам кажется правильным и удобным. Помните Евхаристическое: «Горе имеем сердца!»? Конечно, нам надо хотя бы иногда бросать всё и возносить Горе свой взгляд и сердце. Смотря вверх, человек не может заниматься ничем земным, он даже шага ступить не может в этот момент. Но эта остановка, молитва, стояние в Духе — это не бесполезная трата времени, когда, кажется, можно сделать столько полезных и нужных дел, — это время собирания, соединения с Богом. И в этом единении человек обретает главное – ясный взгляд и понимание того, ЧТО и КАК ему надлежит делать. А ведь именно этого понимания нам и не хватает зачастую так что, мечась и спеша, делая непрестанно тысячу дел, мы не делаем по сути ничего по-настоящему нужного и остаемся, в конце концов, у «разбитого корыта».
Икона Вознесение Господне

Может быть именно к остановке, к необходимости обратить свой внутренний взор к Богу и призывал нас Господь, возносясь на Небо и произнося такие удивительные вдохновляющие слова: «Се Аз с вами есть до скончания века». Значит Вознесение это не удаление, не разрыв, а призыв к преображению, к собственному деятельному восхождению к Богу, к смиренному вознесению ввысь. Вслед за Господом, в Его Царствие! Священник Дмитрий Шишкин

Троицкая родительская суббота

Существуют особенные поминальные дни в церковном году, когда отменяются все иные богослужебные темы и все верующие приглашаются явить в полной мере братскую любовь к усопшим. Один из таких дней — Троицкая родительская суббота. Поминовение всех умерших христиан установлено в субботу пред Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения людей, но в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать Всесвятого и Всеосвящающего Духа Утешителя была источником вечного блаженства, так как «Святым Духом всяка душа живится». Поэтому накануне праздника Церковь всю субботу посвящает поминовению усопших и молитве о них. Святитель Василий Великий, оставивший умилительные молитвы, читаемые на вечерне в день Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Близкие уходят в мир иной со страстями, пороками, грехами, поэтому православные в этот день особенно молятся и просят Духа Святого, чтобы он помиловал ушедших в мир иной. Бытует заблуждение, что в Родительскую субботу, накануне Троицы можно помолиться в церкви и за самоубийц.

Но это не так. За самоубийц в православной церкви не молятся. Самоубийцы добровольно отторгли себя от Бога, скончались без покаяния и отпали от Церкви. За них можно молиться домашней молитвой, совершать дела милосердия и просить  Христа об облегчении их страданий.

В  Троицкую родительскую субботу, по-возможности,  нужно обязательно посетить храм — подать записки о поминовении усопших, освятить кутью, хлеб и другие продукты, которые будут на поминальном столе. Затем нужно сходить на кладбище, прочитать над могилами близких заупокойную молитву, а после прийти домой и помянуть ближних в семейном кругу. Недопустимо ставить на стол и даже под иконы яства или напитки как бы для умерших. Это языческий обычай. Также Апостольские правила запрещают употребление вина и других спиртных напитков на поминальных обедах. По слову св. Иоанна Златоуста, тот, кто поминает умершего винопитием, ходатайствует не об избавлении от мук души усопшего, а об умножении ему огня геенского.

Поминальная трапеза – это наша милостыня в память о усопших. Пищу на поминальной трапезе вкушают молча, творя в уме молитву о упокоении их душ.

иеромонах Дорофей (Баранов)

Священномученик Харлампий

Каждый понедельник в нашем храме служится молебен с акафистом свм. Власию и Харлампию. В этом выпуске предлагается житие свм. Харлампия, которому молятся об исцелении от разных недугов и болезней, от скоропостижной или внезапной смерти, а также о плодородии земли.

Священномученик Харлампий, епископ Магнезийский успешно распространял веру во Христа Спасителя. Весть о его проповеди дошла до правителя области Лукиана и военачальника Лукия, по распоряжению которого святой был схвачен и приведен на суд, где твердо исповедал веру во Христа и отказался принести жертву идолам. Несмотря на преклонный возраст епископа (ему было уже 113 лет), его подвергли чудовищным истязаниям. Святой при этом обращался к мучителям: «Благодарю вас, братия, вы обновили дух мой!» Видя терпение старца и полное его незлобие, два воина и присутствовавшие при страданиях епископа Харлампия три женщины также стали прославлять Христа и немедленно были замучены. Разгневанный Лукий сам схватил орудия пыток и стал терзать священномученика, но внезапно у него отнялись руки. Пришедший к месту казни правитель плюнул в лицо святого, и тотчас голова его оказалась повернутой назад. Тогда Лукий стал умолять святого о пощаде, и по его молитве оба мучителя тут же получили исцеление.

Икона Харлампия и Власия Лукиан донес о случившемся императору Септимию Северу (193-211) и тот распорядился привести святого Харлампия к себе, что было исполнено с невиданной жестокостью: священномученика влачили, привязав веревку к бороде. Император приказал мучить епископа еще сильнее, и его стали палить огнем. Но Сила Божия помогала святому, и он остался невредим. Кроме того, по его молитве стали совершаться чудеса, так что народ во множестве стал исповедовать Христа Спасителя. Во Христа уверовала даже дочь императора Галина. Во время своей последней молитвы святой удостоился видеть Самого Спасителя и просил Его даровать тому месту, где будут почивать его мощи, мир, плодородие, а людям — прощение грехов и спасение. Господь обещал исполнить прошение и восшел на небеса, унося с Собой душу священномученика Харлампия, который принял, по милости Божией, мирную кончину до казни. Дочь императора — блаженная Галина погребла тело мученика с великой честью.

О первой заповеди Закона Божия

1.Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии разве Мене
Я — Господь Бог твой; и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня

Первой заповедью Господь Бог указывает человеку на Самого Себя и внушает нам почитать Его – Единого Истинного Бога. Кроме Него, никому не должны мы воздавать Божеского почитания.

Имя: «Господь», от слова «господствовать»; имя «Бог», от слова «богатый в милости», благий! Как всемогущий, Бог повелевает; как милосердный, Он открывает Самого Себя и Свою святую волю. Для того, чтобы почитать Господа Бога, мы должны познавать Его, то есть учиться Богопознанию.

Богопознание есть важнейшее из всех знаний. Оно составляет первую и важнейшую нашу обязанность. Все научные человеческие знания, если они не озарены светом богопознания теряют свое истинное значение, свой смысл и свою цель. Вместо добра такие знания вносят в жизнь много зла.

Для приобретения Богопознания т. е. для того чтобы научиться познавать истинного Бога, мы должны:

1. Читать и изучать Священное Писание (Слово Божие), которое сообщает нам истинное и совершеннейшее познание о Боге.

2. Читать творения Святых Отцов и Учителей Церкви, – что необходимо для правильного понимания Св. Писания и сохранения себя от извращенного, неправильного понимания.

3. Возможно часто посещать храм Божий, потому что все службы церковные, в нем совершаемые, представляют собою наглядное поучение о Боге и делах Его.

4. Слушать проповеди пастырей и читать книги религиозно-нравственного содержания.

5. Изучать творение Божие – природу, а равно и историю рода человеческого, которые являют нам дивные действия промысла Божия.

Грехи против первой заповеди:

1. Безбожие, – когда люди совсем отрицают бытие Божие. Таких людей пророк Давид называет безумными: «сказал безумец в сердце своем: нет Бога» (Псал. 13, 1).

2. Многобожие, – когда вместо Единого, истинного Бога, признают многие мнимые божества.

3. Неверие, – когда люди, признавая бытие Божие, не верят Его Божественному Провидению и Откровению. Это неверие часто происходит от неправильных образования и воспитания, от гордости и самомнения, от увлечения дурными примерами, от пренебрежительного отношения к руководству Церкви и от греховной жизни.

4. Ересь, – когда люди придумывают или изобретают учения, противные Божественной истине, или упорно и намеренно извращают Божественную истину.

5. Раскол, – то есть своевольное уклонение (отделение) от единства Богопочитания, – от единства с Православной Церковью.

6. Богоотступничество, когда люди отрекаются от истинной веры, боясь преследований, насмешек, или ради каких либо земных расчетов, или из увлечения ложными учениями.

7. Отчаяние, когда люди, забывая о бесконечном милосердии Божием, не надеются получить от Бога помощи и спасения. Ужаснейшие примеры отчаяния представляют собою самоубийцы.

8. Волшебство, когда люди, оставляя веру в силу Божию, обращаются к разным тайным и злым силам.

9. Суеверие, когда верят какой-нибудь обыкновенной вещи, приписывая ей сверхъестественную силу.

10. Леность в молитве и во всяком богоугодном деле.

11. Любовь к твари больше, нежели к Богу.

12. Человекоугодие, когда заботятся больше об угождении людям, чем Богу.

13. Человеконадеяние, когда надеются больше, на себя, или на других людей, чем на милость и помощь Божию.  (протоиерей Серафим Слободской)

Вопросы священнику

В этой рубрике мы будем печатать ответы на вопросы, которые наиболее часто задают священнослужителям.

Что такое акафист? Кому и когда его читают?

Греческое слово «акафист» означает «неседальное пение» — то есть гимн, во время которого не сидят. Акафист может быть посвящен прославлению Богородицы, Иисуса Христа, какому-либо празднику или святому. Первый акафист, называемый Великим акафистом, посвященный Богородице («Взбранной Воеводе…»), был составлен в нач. VII в. Акафисты состоят из 25 песен: 13 кондаков и 12 икосов (“кондак” – краткая хвалебная песнь; “икос” – пространная песнь). За каждым кондаком следует икос, состоящий из двух частей: в первой развивается определенная тема, вторая содержит 12 строк, каждая из которых начинается со слова «радуйся» и содержит хваление.  Не существует жестких правил чтения акафистов. Их читают и по особой нужде, и просто по желанию. Желательно, взять перед чтением благословение у священника, объяснив при этом, какой акафист и зачем Вы собираетесь читать. Чтение акафиста начинается как и утреннее правило (прочитываются все молитвы по «Отче наш»), затем читается первый кондак, потом первый икос и т.д. по порядку – всё по одному разу. Трижды читается только кондак 13, после чего вновь прочитывается икос 1, а потом уже кондак 1. После этого читается молитва, помещённая в конце акафиста.

Приходской листок составила Екатерина Силина